Прощёное воскресенье

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом имеет три названия: Неделя сырная (сырная), Изгнание Адамово и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типикон), тогда как название «Прощеное воскресенье» является исключительно житейским и употребляется только в православной жизни.

Этот день называется Сырной неделей, потому что на сыр и молочные продукты наложено заклинание (молочный сыр, поскольку сыр был самым важным фаст-фудом монахов). Название «Адамово изгнание» связано с тем, что сама служба (почти все песни Триоди) посвящена памяти сотворения человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощеное воскресенье» связано с совершением Прощеного чина вечером этого дня.

Крат­кая исто­рия

Обычай проводить перед Великим постом переходную сырную неделю, во время которой уже не ели мясных продуктов, а продолжали есть другие виды животной пищи, появился еще в VI в. В Иерусалимском Лекционарии VII века уже указывается пасхальная неделя, также на каждый день пасхальной недели указываются специальные прокимены и чтения из Ветхого Завета. Во время самой Сырной седмицы в литургии указывается евангельское чтение Матфея 6,1-33, где, помимо прочего, есть слова о прощении и истинном посте (нынешнее богослужебное чтение входит в состав Иерусалимского). Современная служба Сырной седмицы зародилась в IX-XI веках в Константинополе.

Эта неделя не имеет «своих» особенностей, обслуживание в целом такое же, как и в предыдущие две недели (про блудного сына и мясную пищу). Псалом 136 «На реках Вавилонских…» в последний раз поест утром…».

Идей­ное содер­жа­ние

Согласно трем названиям этого воскресенья, его служба содержит три темы:

  • грехопадение Адама и его последствия,
  • вступления в Великий пост
  • Прощение других.

Падение Адама и изгнание из рая — главная тема бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в великий пост такова: первой заповедью, данной человеку, была заповедь поститься, даже в мягкой форме — запрещалось есть плоды только одного конкретного дерева . Адам нарушил эту заповедь и лишился благословений, которые имел при сотворении. «И так как из-за того, что Адам однажды не постился, то и нам довелось немало пострадать, то и ныне предлагается при входе во святую крепость отметить это событие, чтобы мы помнили, какое великое зло беспостом в мир внесен, поспеши с радостью сам поститься и соблюдать его» (синаксарь на сырную седмицу). Стихиры и тропари канона часто говорят от первого лица, выражая мысль о том, что с нашим В грехах повторяем преступление праотца и, подобно ему, лишаем рая (благодати Божией, данной в крещении). Сожалеем и о том, что из-за греха Адама все человечество утратило бессмертие и изначальное совершенство.

Читайте также  Светодиодные светильники для ЖКХ

Вступление в Великий пост — вторая тема литургии, которая целиком звучит в конце всего бдения в стихирах на «Похвалу…» (стихиры 2–4 Триоди), а также в Апостольские и евангельские чтения на литургии. Третий хвалебный стих отражает связь между воспоминанием об изгнании Адама и началом Великого поста: «Адам будет изгнан из рая, он будет есть пищу, как бы непослушный: Моисей был боговидцем, очистив глаза его души с постом. Между тем, райские обитатели становятся более привлекательными, мы от нездоровой пищи изменимся, а когда захотим увидеть Бога, постимся Моисееву четыре декады, с молитвою и прошением чисто терпеливым: утоляем душевные страсти, прогнав сладость плотскую, мы налегке пойдем в горный крестный ход…». Последний стих указывает на конечную цель поста — «Господи, тем клянемся преклониться перед Страстями Твоими и Святым Воскресением».

Тема прощения ближних лишь звучит в начальном предложении евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям их грехи, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям их грехи, то и Отец ваш не простит вам ваших грехов» (Мф. 6:14-15).

Как уже было сказано, название «Прощеное воскресенье» употребляется в быту и связано с тем, что в этот день совершается обряд прощения за вечерней службой, где настоятель храма или монастыря, после окончания вечерни , с поклоном до земли, просит прощения у своего духовенства и прихожан, и они также отвечают ему земным поклоном. После этого все по очереди идут к директору и просят прощения.

При этом священники целуются с ним по чину священников, целуют руки друг другу, а диаконы, клир и прихожане кланяются от жизни и принимают благословение. Так же и все прихожане просят друг у друга прощения.

Бого­слу­же­ние вели­кой вечерни с чином про­ще­ния

Вечером Прощеного воскресенья совершается великая вечерня с обрядом прощения, как, например, Сороковая стоимость.

Вход делается с кадильницами, чтобы петь великий прокеим: Не отврати лица Твоего от раба Твоего, пока я плачу, услышь меня скорее: возьми душу мою и избавь меня (Пс. 68).

Этот великий прокимен, кроме сырной недели, поется также во 2-ю и 4-ю недели (воскресенья) Великого поста.

Про­ще­ное вос­кре­се­ние и Чин про­ще­ния

Праздничная воскресная служба заканчивается пением великого прокина, а начинается постная служба от Господа Бога (читается сразу после прокимона). Духовенство переодевается в это время в темные постные одежды. Священник читает ектению прошений Совершим вечернюю молитву, и хор поет на каждое прошение особую великопостную песнь.

Читайте также  Число в нумерологии 911: невозможно не заметить такой знак

После стихиры на стих, чтения Ныне отпусти и Трисвятого, по Молитве Господней, после каждого тропаря с большими поклонами поются постные тропари. После молитвы небесному царю священник произносит молитву святому Ефрему, Сирийскому Господу и Владыке жизни моей, с тремя поклонами.

После отпущения вечерни совершается чин прощения:

Напрестольный крест, иконы Спасителя и Богородицы выносятся на соль и покоятся на аналоях. Настоятель простирается перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с наставлением о христианском посте и просит отпущения грехов у клира и народа, говоря: «Благословите меня, святые отцы и братия, и простите меня, грешного, если я сегодня согрешил и все дни моей жизни словом, делом, мыслью и всеми моими чувствами. Сказав это, он делает земной поклон народу. Все ему в ответ кланяются в землю и говорят: «Бог простит тебя, святой отец. Прости нас грешных и благослови».

В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тебя, святой отче. Помолись о нас грешных», что находится в полном соответствии с уставом.) отвечает: «Да простит и помилует нас всех Бог Своей благодатью». Затем настоятель берет напрестольный крест, все духовенство в порядке старшинства прикладывается к иконам на аналое, подходит к настоятелю, лобызает крест и целует рамен (плечи) с настоятелем и между собой, взаимно прося прощения.

Миряне следуют за ними, прикладываются к кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, прося прощения у священнослужителей и друг у друга О пении каких-либо песнопений во время чина прощения в Типиконе ничего не сказано. : «И лобызаем святые и честные иконы» предусматривает совершение этого чина в тишине.Во время чина прощения в некоторых церквях принято петь «Отверзи мне двери покаяния…», «На реки Вавилонские…» и т д., а также пасхальные стихиры, которые заканчиваются словами: «И тогда возопием».

Исто­рия Чина про­ще­ния

Основа ритуала прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, монахи удалялись в безлюдные пустынные места во время поста перед Пасхой (две недели). Там они усилили свои подвиги, предавшись сосредоточенной, напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного подготовки к Пасхе.

Но прежде чем покинуть стены монастырей, братья собрались на совместную службу. Это произошло в последний день сырной недели. В этот день братья примирились во Христе, попросили друг у друга прощения, забыли накопившиеся обиды, заручились благословением. По окончании вечерни монахи разошлись.

Читайте также  Монтаж пластиковых окон в зимний период

Эта добрая монашеская традиция была в основном связана с заповедью Христа прощать другим их грехи (Мф. 18:21-22), хранить мир, любовь (Мк. 12:31).

Между тем, для этого была и личная причина. Отправляясь в полудикие земли, братья подвергали свою жизнь потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе и вернутся ли вообще. Когда они задумались об этом, то поняли, что другой возможности простить своих ближних и самим попросить прощения у них не могло быть. Кто умрет без прощения, вне мира с братьями?

Впоследствии традиция просить прощения и примирения с окружающими накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Эта практика помогает лучше подготовиться к покаянию, начать пост в приподнятом настроении.

Источник: prosto-post.ru

Band Sport