Самые древние иконы христианского мира

Самые ранние молитвенные иконы, сохранившиеся до наших дней, датируются не ранее VI века. Они выполнены в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική — выжигание), при которой краска смешивалась с разогретым воском. Все краски состоят из красящего порошка (пигмента) и связующего вещества — масла, яичной эмульсии или, как в данном случае, воска.

Энкаустическая живопись была самой популярной техникой живописи в древнем мире. Именно из древней эллинистической культуры картина попала в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в интерпретации изображения. Стремление к документальному отражению действительности. Это не просто объект поклонения, это своего рода «фотография». — живое свидетельство реального существования Христа, Божьей Матери, святых и ангелов. Святые отцы считали оправданием и значением иконы сам факт реального воплощения Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, не может быть представлен.

Но если Христос действительно воплотился, если Его плоть была реальной, значит, ее можно было изобразить. Как позже писал святой Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бесплотный и лишенный формы, никогда не изображался. Теперь, когда Бог явил Себя во плоти и обитает среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно это свидетельство, своего рода «документализм», пронизывает первые иконы. Если Евангелие, или буквально Благая весть, — это своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона — это иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона — εἰκών — означает «изображение, фотография, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображенного человека. Как пишет святой Иоанн: «Каждый образ — это откровение и проявление того, что скрыто». В самых ранних иконах, несмотря на их «реализм», иллюзорную передачу света и объема, мы также видим признаки невидимого мира. Прежде всего, нимб — это диск света вокруг головы, символизирующий благодать и сияние Божества (св. Симеон Фессалоникийский). Таким же образом на иконах изображаются символические образы развоплощенных духов — ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сегодня, пожалуй, является образ Христа Пантократора, хранящийся в монастыре Святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон в Синайском монастыре абсолютно уникальна, там сохранились самые древние иконы, так как этот монастырь, находясь с седьмого века за пределами Византийской империи, не страдал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, свойственной эллинистическому портрету. Для эллинизма также характерна определенная асимметрия лица, которая в наше время уже вызвала много споров и заставила некоторых искать скрытые смыслы. Скорее всего, икона была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует ее высокий уровень исполнения.

Читайте также  Какое послание передают ангелы при помощи числа 309

Христос Пантократор. Монастырь Святой Екатерины 6-го века. Синай

Иконы апостола Петра и Девы Марии на троне в сопровождении святых и ангелов, скорее всего, принадлежат к тому же кругу.

Апостол Петр. Монастырь Святой Екатерины 6-го века. Синай.

Богоматерь со святыми Феодором и Георгием. Монастырь Святой Екатерины 6-го века. Синай

Богоматерь изображается как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одежды, и ангелов. Ее царственный характер и смирение изображены интересным образом; на первый взгляд на ней простой темный хитон и шатер, но его темно-пурпурный цвет говорит нам о том, что он пурпурный, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только император и императрица.

На похожем изображении, но написанном позже в Риме, Богоматерь — уже без подсказок — изображена в полном императорском одеянии и короне.

Богоматерь Царица Небесная. Начало 8-го века. Рим. Базилика Санта-Мария в Трастевере.

Икона имеет обрядовый характер. Он относится к стилю церемониальных императорских картин. В то же время лица изображенных фигур наполнены мягкостью и лиризмом.

Матерь Божья, Царица Небесная. Ангел. Отрывок из

Изображения святых в придворных нарядах должны были символизировать их славу в небесном царстве, и для передачи этого возвышения византийские мастера использовали знакомые, понятные формы. В таком же стиле выполнена картина «Святые Сергий и Вакх», которая сейчас находится в Художественном музее Богдана и Варвары Ханенко в Киеве.

Святые Сергий и Вакх. Киев 6-го века. Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко

Но помимо утонченного искусства культурных центров империи, ранняя иконопись также представляет собой более аскетичный стиль с большей велеречивостью, нарушением пропорций изображаемых фигур и акцентом на размере головы, глаз и рук.

Христос и святой Минас. Париж 6-го века. Лувр

Эти иконы типичны для монашеской среды на востоке империи — в Египте, Палестине и Сирии. Аскетичная, суровая экспрессия этих картин объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, который явно отличается от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью стиля.

Епископ Абрахам. 6 в. Далемские государственные музеи. Берлин.

Несомненно, задолго до эпохи иконоборчества и Седьмого Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконописи. И энкаустическая икона — лишь часть этой традиции.

Источник: prosto-post.ru

Band Sport