Смертные грехи в православии

Вопреки распространенному мнению, фраза «семь смертных грехов» никоим образом не относится к определенным семи действиям, которые были бы самыми тяжкими грехами. На самом деле список таких действий может быть намного длиннее. И число «семь» здесь указывает лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Откуда взялось выражение «7 смертных грехов»

Впервые такую ​​классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страсть есть привычка души, которая образовалась в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стала, так сказать, ее естественным качеством, — так что человек не может избавиться от страсти даже тогда, когда осознает, что она ему уже не приносит радость, но мучение. Собственно, слово «страсть» на церковнославянском языке означает только — страдание.

Святитель Феофан Затворник пишет о разнице между грехом смертным и грехом меньшим:

Смертный грех есть то, что отнимает у человека его нравственно-христианскую жизнь. Если мы знаем, что такое нравственная жизнь, то определение смертного греха не составляет труда. Христианская жизнь есть ревность и сила быть в общении с Богом, исполняя Его святой закон. Поэтому всякий грех, утоляющий ревность, отнимающий силы и ослабляющий, отделяющий от Бога и лишающий Его благодати, так что человек после него не может взирать на Бога, но чувствует себя отделенным от Него; каждый такой грех является смертным грехом.

…Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает его на суд. И все это подтверждается в час греха, даже если это не делается видимым. Такого рода грехи меняют все направление дел человека и самое его состояние и сердце, они образуют как бы новую пружину в нравственной жизни; почему другие определяют, что смертный грех меняет центр человеческой деятельности.

Эти грехи называются смертными, потому что отпадение души человеческой от Бога есть смерть души. Без благодатной связи со своим Творцом душа умирает, не в силах испытать духовную радость ни в земной жизни человека, ни в его посмертном существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий делятся эти грехи — на семь или восемь. Гораздо важнее помнить о страшной опасности, которой таит каждый такой грех, и стараться всеми возможными способами избегать этих смертельных ловушек. А еще – знать, что даже у согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит

Впавший в смертный грех, да не впадает в отчаяние! Пусть прибегает к лекарству покаяния, к которому призывает его в последнюю минуту жизни Спаситель, проповедовавший в Святом Евангелии: Верующий в Меня, если и умрет, то оживет (Ин. 11:25).)). Но гибельно оставаться в смертном грехе, гибельно, когда смертный грех входит в привычку!

А преподобный Исаак Сирин сказал еще решительнее:

Нет непростительного греха, кроме греха, в котором нет покаяния.

Семь смертных грехов

Так что же такое семь смертных грехов? Рассмотрим каждый из них.

Гордость

Гордость есть самодовольное опьянение своими достоинствами, реальными или воображаемыми. Завладев человеком, она сначала отсекает его от незнакомых людей, потом от родных и близких. И, наконец, от самого Бога. Гордый человек ни в ком не нуждается, его даже не интересует счастье окружающих, а источник собственного счастья он видит только в себе.

Но, как и всякий грех, гордыня не приносит истинной радости. Внутреннее сопротивление всему и всему иссушает душу гордого человека, самодовольство, как корка, покрывает ее грубой оболочкой, под которой она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже простому искреннему общению.

Читайте также  Житие святителя Луки Крымского

Святой Василий:

Началом гордыни обычно является презрение. Тот, кто презирает и считает других ничем, — одних считает бедными, других смиренными, третьих невежественными, в результате такого презрения начинает считать себя одного мудрым, мудрым, богатым, благородным и сильным.

… Как узнают гордого человека и как он исцеляется? Признанный, потому что он ищет предпочтения. Но он исцеляется, если верит в суждение того, кто сказал: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иаков 4:6). Однако нужно знать, что, хотя он и боится осуждения, выносимого за гордыню, он не может излечиться от этой страсти, если не оставит всех предпочитаемых им мыслей.

Зависть

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленные большие и маленькие пакости, которые люди делают только для того, чтобы заставить другого человека чувствовать себя плохо или, по крайней мере, перестать чувствовать себя хорошо.

Но даже если этот зверь не вырвется наружу в виде преступления или конкретного действия, неужели завистнику станет легче? Ведь в итоге с таким ужасным отношением он просто преждевременно загонит его в могилу, но даже смерть не остановит его страданий. Потому что после смерти зависть будет мучить его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее удовлетворение.

Святой Илья Минятий:

Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, который <…> не ищет добра себе, а зла ближнему. Завистники хотели бы видеть гениальных нечестными, богатых — бедными, счастливых — несчастными. В этом цель зависти — видеть, как завистник от счастья попадает в беду.</…>

Чревоугодие

Чревоугодие – это рабство собственного желудка. Оно может проявляться не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различии вкусовых нюансов, в предпочтении изысканных блюд простой пище. В культурном отношении существует пропасть между грубым обжорой и утонченным гурманом. Но оба являются рабами своего пищевого поведения. Для обоих пища перестала быть средством поддержания жизни тела и стала вожделенной целью жизни души.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин:

Чревоугодие делится на три типа: один тип побуждает к еде до определенного времени; другой любит только быть сытым, какой бы ни была пища; третий хочет вкусненького. Против этого христианин должен быть осторожен тремя способами: выждать определенное время перед едой; не скучай; довольствоваться всем самой скромной пищей.

Блуд

К греху блуда относятся все проявления половой активности человека, противоречащие естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, прелюбодеяние, всевозможные извращения – все это разные проявления блуда в человеке. Но хотя это и телесная страсть, ее источник лежит в области ума и воображения.

Поэтому к блуду церковь относит и непристойные сновидения, просмотр порнографического и эротического материала, рассказывание и прослушивание непристойных анекдотов и шуток — все то, что может возбудить в человеке сексуальные фантазии, из которых впоследствии вырастают телесные грехи блуда.

Священномученик Василий Кинешма:

…Сознание все больше наполняется образами похотливого, грязного, огненного и соблазнительного.

Сила и ядовитый пар этих образов, чарующих и постыдных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекли (юношу). Часто бывает, что человек не в состоянии думать ни о чем другом: им полностью овладел демон страсти. Он не может смотреть на любую женщину иначе, чем как на женщину. Мысли грязнее ползут друг за другом в его затуманенном мозгу, а в сердце лишь одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного, вернее, хуже животного, потому что животные не достигают той испорченности, которой достигает человек.

Читайте также  Перевернутый Дурак — умный? Секреты толкования Таро для начинающих тарологов

Гнев

Злой человек пугает. Между тем гнев есть естественное качество человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Эта полезная злоба извращалась в человеке грехом и превращалась в злобу на близких ему людей, иногда по самым ничтожным поводам. Оскорбления других людей, проклятия, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного ума.

Святитель Тихон Задонский:

Посмотрите на гнев, какие следы мучений он оставляет. Посмотрите, что делает человек в гневе: как он возмущается и шумит, ругается и ругает себя, мучает и бьет, бьет себя по голове и по лицу и дрожит всем телом, как в лихорадке, словом, он выглядит как имел. Если вид его так неприятен, то что же происходит в его бедной душе?.. Видите, какой страшный яд таится в душе, и как горько он мучает человека! Его жестокие и вредные проявления говорят за него.

Алчность (корыстолюбие)

Иногда считается, что этой душевной болезнью могут страдать только богатые люди, которые уже имеют богатство и стремятся его приумножить. Однако и человек со средним достатком, и бедняк, и полный нищий — все подвластны этой страсти, так как она состоит не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а в мучительном, непреодолимом желании обладать ими.

Святой Феофан Затворник:

Жадность есть ненасытное желание иметь или искать и приобретать вещи под видом полезности, просто сказать о них: мое. Предметов этой страсти много: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, ведь они могут иметь все.

Уныние (лень)

Унынием считается общее расслабление душевных и телесных сил, сочетающееся с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние возникает у человека из-за глубокого несоответствия между способностями его души, усердием (эмоционально окрашенным стремлением к действию) и волей.

В нормальном состоянии воля человека определяет цель его амбиций, а усердие является тем «двигателем», который позволяет двигаться к ней и преодолевать трудности. Когда человек в отчаянии, рвение направлено на его текущее состояние, далекое от цели, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски по несбывшимся планам. Эти две силы упавшего духом человека вместо того, чтобы двигаться к цели, как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного истощения.

Такая несоразмерность есть результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки направить все силы своей души на земные дела и наслаждения, тогда как они даны нам для устремления к небесным наслаждениям.

Евагрий Понтийский:

Уныние есть непрерывное и одновременное движение гневающейся и желающей части души. Первая злится на то, что имеет в своем распоряжении, вторая, наоборот, тоскует по тому, чего ей не хватает.

7 добродетелей, противоположных смертным грехам

В отличие от семи смертных грехов христианство учит добродетелям:

  1. Любовь. Смените страх Божий во время молитвы на любовь к Богу. Верность Господу, проявляющаяся в постоянном отвержении всякой греховной мысли и чувства. Неописуемое сладостное влечение всего человека к любви к Господу Иисусу Христу и к обожаемой Святой Троице. Видение в ближних образа Бога и Христа; предпочтение себя всем ближним, вытекающее из этого духовного видения. Любовь к ближним братская, чистая, равная всем, радостная, беспристрастная, пламенная одинаково к друзьям и врагам.
  2. Невладение. Побалуйте себя важным. Ненавижу роскошь. Милосердие к бедным. Любите бедность Евангелия. Доверьтесь Божьему провидению. Следуя заповедям Христа. Мир и свобода мысли. Мягкость сердца.
  3. Целомудрие. Избегание всех видов блуда. Избегание сладострастных разговоров и чтения, от произношения похотливых, отвратительных и двусмысленных слов. Память органов чувств, особенно зрения и слуха, а тем более осязания. Скромность. Отказ от мыслей и мечтаний о потерянном. Служение больным и увечным. Воспоминания о смерти и аде. Начало целомудрия есть ум, не колеблющийся от похотливых мыслей и мечтаний; совершенство целомудрия — это чистота, которая видит Бога.
  4. Смирение. Страх Божий. Почувствуйте это во время молитвы. Страх, который рождается во время особо чистой молитвы, когда присутствие и величие Божие ощущаются особенно сильно, чтобы не исчезнуть и не стать ничем. Глубокое знание своей незначительности. Изменения во взглядах соседей, причем без всякого принуждения, указанный кажется превосходнее его во всех отношениях. Явление невинности от живой веры. Ненависть к человеческой похвале. Постоянно обвинять и ругать себя. Справедливость и справедливость. Способность.
  5. Воздержание. Воздержитесь от чрезмерного употребления пищи и питья, особенно от чрезмерного употребления вина. Сохранение точных положений, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянным однообразным употреблением пищи, от чего начинают ослабевать страсти вообще, и особенно себялюбие, состоящее в безмолвной любви к плоти, ее жизни и покою.
  6. Кротость. Избегание от гневных мыслей и от возмущения сердца яростью. Терпение. Идти за Христом, призывая своего ученика на крест. Мир сердца. Тишина ума. Христианская сила и мужество. Не обижайтесь. Доброта.
  7. Трезвость. Усердие во всяком добром деле. Внимание в молитве. Внимательное наблюдение за всеми делами, словами, мыслями и чувствами. Чрезвычайная уверенность.
Читайте также  На месте яхт-клуба откроют шикарный отель

Постоянно в молитве и слове Божьем. Трепет. Постоянная бдительность за собой. Воздерживаться от многого сна и женственности, досужей болтовни, шуток и колких слов. Память о вечных благах, желание и ожидание их.

Что делать, если согрешил

Покаяться в грехах надо как лично, при чтении молитв (недаром в вечерних молитвах есть исповедание житейских грехов), так и на исповеди. Грехи – это все наши неправильные поступки. Приходя на исповедь, человек перед Богом убеждается в своих грехах перед свидетелем — священником, и тот читает над ним дозволенную молитву, благодаря которой грехи и последствия грехов стираются из души человека.

Человек все время грешит, потому что, к сожалению, очень мало людей, достигших стойкости в добродетели, то есть не совершающих ошибок, живущих здоровой духовной жизнью. Поэтому надо регулярно, примерно раз в месяц, исповедоваться и причащаться.

Хорошо, что ты веришь в Бога, теперь ты должен наладить регулярную духовную жизнь – обращая внимание на себя, на свой внутренний мир, чтобы постепенно не оставалось ничего, что противоречило бы воле Божией.

В случае долга это сложный вопрос, потому что вам нужно знать причину возникновения долга. Одно дело — если ты сам создал этот долг, например, необдуманно оформил кредит, ну чего винить Бога? Другое дело, что если вы получили долг по наследству, например, по наследству от родителей, это сложная ситуация. Другой вариант, если вы брали кредит на лечение или что-то жизненно важное, тут еще вопрос, справятся ли без этого…

В общем, вы понимаете, что тут надо понимать, откуда взялся долг, чтобы трактовать его как «за грехи». Потому что если это вы сами создали долг, например в ситуации, когда вы могли бы легко жить без него, то долг вам никто не навязывал, а вы сами сделали неправильный выбор, то вопрос: по какой причине, чем руководил, здесь можно докопаться до какого-то греха, например тщеславия. Это только один из вариантов. А так как вариантов много, то после исповеди вы попросите священника поговорить с вами, чтобы вы могли понять, как вы оказались в сложившейся ситуации.

Источник: prosto-post.ru

Band Sport