Икона Преображения Господня на горе Фавор

На иконе изображено событие Преображения Христа на горе Фавор (Мф 17:1-8; Лк 9:28-36). Преображение — это празднование божественной славы Христа. В православной традиции день Преображения Господня (19 августа) — один из 12 великих праздников, которые имеют такое значение, что полностью заменяют даже тексты воскресных служб.

История

Восхождение на гору Фавор произошло в самый критический момент служения Господа, когда Он отправлялся в последнее путешествие в Иерусалим, которое, как Он знал, закончится унижением и смертью.

Праздник Преображения — это не только напоминание о событии, произошедшем в жизни Христа. Она также содержит «эсхатологическое» измерение, направленное в будущее — к славе Царства Божьего, ожидаемого всеми христианами.

Все было освещено и тронуто небесной славой, исходящей от Иисуса: трава, горы и их вершины, животные, птицы и насекомые, а также ученики Христа Петр, Иаков и Иоанн. То, что апостолы увидели на горе, было, по объяснению Отцов Церкви, предвестием грядущего мира после Воскресения, видением преображенного мира, достигшего своего окончательного совершенства.

Апостолы, видевшие Преображение, постепенно совершали это преображение в течение своей жизни. Они преобразовали общество. Они преображали тех, кого встречали, и прилагали большие усилия, чтобы объявить им об этом:

Иисус воскрес из мертвых, Иисус превратил смерть в жизнь, Иисус превратил странников в пилигримов, которые знают, откуда они пришли, куда идут и зачем.

Значение

Вдоль воображаемой горизонтальной оси икона разделена на две равные части. Верхняя половина представляет новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В противоположность этому, нижняя половина представляет нашу временную, земную реальность, представленную учениками Иисуса Петром, Иаковом и Иоанном.

В центре верхней половины стоит и благословляет обеими руками Иисус Христос, одетый в белую мантию. Его туника белая (едва уловимый светло-голубой оттенок), а плащ красный (едва уловимый красноватый, или скорее розоватый, оттенок). Эти цвета могут символизировать как божественную, так и человеческую природу Христа, поскольку даже в Своей славе Он сохранил человеческое тело.

На правом плече туники расположена полоса — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу Его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, зачесанными назад волосами и короткой бородой, словно обращено ко всему человечеству.

Христос окружен круговым ореолом, внешнее кольцо которого тонировано в темно-коричневый цвет, ниже расположено кольцо светло-коричневого цвета, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с чешуйчатым краем, выходящим из фигуры Христа.

Тонкие золотые лучи равномерно и густо распространяются во все стороны от нимба, представляя солнце, источник света, символ Христа (Христос, свет миру). Рядом с круглым нимбом расположены буквы IC справа и XC слева, которые являются начальной и конечной буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (Исх. 3:14).

Фон значка имеет оранжевый оттенок. Оранжевый цвет создается путем смешивания красного и коричневого. Красный цвет на заднем плане иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, в темно-синей и зеленой тунике, с темно-фиолетовой плевой (мантией), украшенной позолотой.

Читайте также  Можно ли крестить ребенка в пост

Он изображен как пожилой мужчина, с длинными седыми, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.

Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой Пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.

Он изображен как мужчина средних лет с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинную темно-синюю тунику с ярко-красной плевой, украшенной позолотой. В руках он держит книгу.

Позолота на одеждах двух святых указывает на то, что они уже прославлены. Все три фигуры стоят на холмах, которые имеют различные оттенки бронзы.

От фигуры Христа исходит массивный золотой луч, он окрашен в ярко-красный цвет и разветвляется на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных под иконой, на земле, на земле преимущественно травянистой, темно-зеленой, местами пронизанной различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь означает Святого Духа, который находится везде и освещает все.

Справа — апостол Петр, стоящий на коленях перед Господом. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая вьющаяся борода. Он одет в темно-синюю тунику и гимн орехово-коричневого цвета, украшенный позолотой.

Два других ученика Иисуса только что проснулись, заснув от усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с распростертыми руками и опущенной головой. Он изображен как молодой человек с тонким лицом, без бороды и длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков с лицом, обращенным вниз, и взглядом, устремленным вперед. У него короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой, и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов — это символическое отражение славы Христа, падающей на них.

Иконография

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к девятому веку. На иконах Христос изображен на вершине скалы, но стоит не на ней, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него, также в воздухе, находятся Моисей и Илия. А под скалой апостолы изображены в очень выразительных позах — их лица закрыты, они лежат на земле, не смея взглянуть в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий, неземной свет.

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Самое раннее из сохранившихся изображений Преображения происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае, где из-за уединенности находятся многие из самых ранних икон. В апсиде церкви находится мозаика Преображения, датируемая серединой VI века.

Христос — центр и фокус картины, Его рука в благословении, Его взгляд на нас. Его одеяние изображено «белым, как свет», как описывают его авторы Евангелий. Слава Божья, которая затемняет сцену, показана мандорлой вокруг Иисуса. Из его тела видны лучи света, поражающие каждого из пяти присутствующих: справа от Христа — пророк Илия, слева — Моисей, у его ног — апостолы Иоанн, Петр и Иаков.

Читайте также  Биография Валентина Асмуса

Моисей передает драматизм события: три апостола с недоуменными лицами, а Христос спокойно стоит в центре над ними, окруженный Моисеем и Илией, которые, кажется, благословляют Его. Все позднейшие иконы Преображения мало чем отличаются от этой основной композиции.

Монастырь Дафни

Гора, на которой произошло Преображение, названа Святым Иеронимом горой Фавор. Гора играет важную роль в божественном откровении, описанном в Писании, и связывает Моисея и Илию, которые чудесным образом присутствуют рядом с Христом.

Моисей поднялся на гору Синай, чтобы получить десять заповедей и пообщаться с Богом в великом облаке Божественной славы. Илии было велено отправиться на гору Хорив (вероятно, альтернативное название Синая), где он услышал голос Бога в «легком ветре».

В библейском рассказе, как и на иконах, два собеседника с Богом теперь показаны в беседе с самим Христом, что ясно указывает на божественность Иисуса.

На иконах также изображен Моисей, держащий в руках книгу — Тору. Илия в звериных шкурах, похожий на Иоанна Крестителя, представляет пророков, а Моисей — закон. Иисус Христос является исполнением обоих.

Икона Феофана Грека

Феофан Грек (ок. 1340-1410) — один из величайших иконописцев Московской Руси, известный как учитель и наставник великого Андрея Рублева. В 1370 году он переехал из Константинополя в Новгород, а оттуда в Москву в 1395 году.

Современники Феофана в Москве называли его «ученым философом». Он достиг этого, перенеся учение святых отцов о Преображении на свою собственную икону.

Геометрия картины подчеркивает спокойствие Христа по сравнению с беспорядком апостолов: Петр протягивает руку как бы в середине фразы: «Господи, хорошо, что мы здесь…» (МТ 17:4).

Дерзновенная икона Феофана разделена на две части: Христос и апостолы находятся на горе Табор, а Моисей и Илия отнесены к отдельным, но соседним вершинам.

Феофан был не первым иконописцем, сделавшим это: гора Фавор и гора Синай/Гореб отличаются друг от друга, поэтому было принято изображать Моисея и Илию стоящими на разных вершинах, склонившись к Христу.

Феофан подчеркивает различие между двумя ветхозаветными святыми, с одной стороны, и апостолами Христа — с другой. С помощью трех лучей света он обращает трех апостолов и нас к ослепительному свету, окружающему Иисуса.

Таким образом, Феофан представляет нам древнее учение о том, что Преображение было не только событием, свидетелями которого мы стали, но и процессом, в котором мы сами должны были участвовать.

Молдавская икона

В Евангелиях Преображение происходит всего через шесть дней после длинного повествования Христа о конце света, Страшном суде и Втором пришествии Христа. Христос заканчивает Свои слова обещанием:

Вот, есть некоторые, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Преображение, таким образом, является исполнением обещания Иисуса, и поэтому то, что переживают апостолы, является предвкушением грядущей жизни — «силы и пришествия Господа нашего Иисуса Христа», как говорит апостол Петр.

В иконе Феофана, возможно, впервые, изображены восхождение и спуск с горы Фавор. Это важный элемент мероприятия: Христос не преобразился внезапно среди учеников во время проповеди в Галилее. Вместо этого Христос выбрал трех своих учеников, повел их на гору помолиться, и там они увидели будущую славу Бога в настоящем.

Читайте также  Какого числа День ангела Екатерины

Однако после подъема начался спуск. Никто не может испытать такую Божественную славу в течение долгого времени в этой жизни: это обетование жизни грядущей. Образ в иконе — это опыт для каждого из нас. Геометрия иконы Феофана, втягивая нас в сцену, делает это не для того, чтобы мы могли наблюдать ее, а для того, чтобы мы могли ее пережить.

Мы тоже должны взойти на духовную гору. И на горе, в молитве, эти лучи Божественного света могут проникнуть и в нас.

Икона в Рыбинске

На более поздних иконах апостолы изображены в том же «упорядоченном беспорядке», что и на первой синайской мозаике, но выражение их лиц изменилось с испуганного на мечтательное.

Это видно из рассказа Луки, где он описывает, как апостолы были пробуждены от тяжелого сна, чтобы стать свидетелями Преображения. Именно эта усталость объясняет их неспособность понять значение этого события и разговора Христа с ветхозаветными святыми о Его будущем распятии.

Здесь тоже есть урок: наряду с духовным согласием и молитвой необходима бдительность. Когда Илия услышал Бога на горе Хорив, это произошло не в реве ветра, землетрясении или огне, а в подавляющей тишине.

Что бы он услышал, если бы был невнимателен? Что мы можем получить от Бога, если будем невнимательны?

О чём молятся возле иконы

В праздник Преображения Господня в каждом православном храме совершается торжественная литургия, во время которой перед святым образом читается акафист и молитвы об облечении:

  • очищение от грехов;
  • исцеление;
  • укрепление веры;
  • для спасения родных и близких.

Молитва

Господь Иисус Христос, Бог наш, во Свете неприступном, сияющий славой Своей и образ ипостаси Своей.

Когда пришло исполнение времени, Ты смирил Себя ради неизреченной милости Твоей к падшему роду человеческому, Ты стал рабом, Ты смирил Себя, Ты покорился до смерти.

Но перед Крестом и Страстями Твоими на горе Фавор Ты преобразился в Божественной славе перед святыми учениками Твоими и апостолами Твоими, скрыв малость плоти Твоей, чтобы они, видя Тебя распятым и преданным смерти, поняли Твои добровольные страдания и Божественность.

Да придем мы все, празднующие Преображение Пречистого Тела Твоего, с чистыми сердцами и чистыми помыслами на святую гору Твою, в селения святой славы Твоей, где голос чистых празднующих — чистый, голос неизреченной радости, чтобы там вместе с ними созерцать славу Твою лицом к лицу в вечный день Царствия Твоего; И со всеми святыми, угодившими Тебе от века, да прославится имя Твое Пресвятое вместе с Отцом Твоим безначальным и Духом Твоим Святым и Благим и Животворящим, ныне и всегда и во веки веков.

Тот, кто стоит перед иконой Преображения с открытым сердцем, получает импульс к преобразованию «старого» человека в «нового».

Источник: prosto-post.ru

Band Sport