Молебен

Молебен (молитвенная песнь) – служба, на которой верующие просят Господа, Богородицу или святых ниспослать милость или благодарят Бога за полученные блага.

Благодарственные молитвы обращены только к Господу. При заказе молебна за свечным ящиком мы подаем записку с именами тех, для кого он будет совершен.

Некоторые молитвы относятся к общественным богослужениям и совершаются в храмовые праздники или в специально назначенное время, обычно сочетаясь с обрядом малого водосвятия. Другие делаются по просьбе отдельных лиц или в случае необходимости (болезнь, засуха, война).

Необходимость молиться «о малом», как учил преподобный Амвросий Оптинский, «кратко, но усердно», исполняется нами в молитве. Мы больны? — Мы отслужим молебен о больных. Мы начинаем что-то важное? — На молебне будем просить помощи у Бога. Мы в пути? — Давайте послушаем ритуал благословения в пути. Наступили именины, и вы хотите искренне помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Идет ли учебный год и пора ли нашим детям идти в школу? — Давайте проведем обряд благословения в начале обучения юноши. Услышал ли Господь нашу молитву и хотим ли мы ее прославить? — Отслужим благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов — в поле и т д. Его можно сочетать с водосвятием.

Структурно молебен представляет собой сокращенный вариант утрени. Евангелие на молитве читается не до чтения канона, а после его 6 песни. На молебне канон должен быть прочитан в честь лица или лиц, которым подается молебен. В современной практике канон может быть прочитан не полностью, а служба может быть ограничена пением только ирмоса или воздерживаться от канона.

Чин молебна включает 50 псалмов, тропарь, канон (обычно поются только припевы), чтение апостола и евангелия, молитву святому, к которому был обращен молебен. Служба молебна содержится в оркестре. Иногда к молебну добавляется пение акафиста.

О недо­пу­сти­мо­сти молеб­нов после Литур­гии

Упорядочивание молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал, есть непонимание сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этой теме.

Из решения заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года: «Полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпущения и целования креста верующими».

На епархиальном собрании в Москве 23 декабря 2009 года патриарх указал на недопустимость совершения совместного молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен — это краткая заутреня. Служба в составе литургии противоречит церковному уставу, сказал патриарх, отметив, что практика совершения регулярных молебнов зародилась еще в советское время, когда храмов было «мало, и просьбы об отслужении молебна» поступали, и для ответа на все просьбы собрали все прошения на общий молебен».

Читайте также  Прыжок с парашютом в Дубае

Патриарх призвал отойти от этой практики и служить молебны тогда, когда они заказаны: «Приказали — служи, приказали с акафистом — и ты должен служить с акафистом», — сказал патриарх. — И делать это частью литургии — против церковного устава (Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

***

Отрицание Евхаристии, то есть самого смысла литургии, есть просьба человека, присутствовавшего на литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что это понятнее, ближе к нему и повествует ему больше, чем самое возвышенное благодарственное служение — причащение.

Так невыразимо печально слышать эти просьбы о благодарственном молебне после литургии, то есть вместо литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе человека, который хочет благодарить Бога. Кстати, вообще служба любого чина после литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После литургии о усопших, где поминали усопших, и на проскомидии и ектении, после того, как накануне были отслужены парасты, просьба о совершенно частной, моей, личной панихиде, то есть искаженном отпевании , сводится к 10-минутному требованию, читает заново — такое непонимание сути евхаристической жертвы за упокой душ усопших.

И все же, может быть, большое литургическое противоречие — это общее богослужение молебна после литургии, молебна о дне святителя. Это отрицание всего прекрасного архитектурного плана нашего поклонения. Суточный цикл для преемственности того или иного праздника или святого, начинавшийся накануне с вечерни, ставшей впоследствии утреней (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, где постепенно, все более возрастая, значение празднуемого события открывался) завершался, завершался Божественной литургией, тайной вечерей в честь данного события или святого.

Это вершина литургического откровения, выше которой ничто не может и не смеет быть. Если есть что-то, что может быть выше евхаристического прославления этого праздника, то литургия не есть вершина, значит, есть нечто более важное в круге и иерархии священных воспоминаний и обрядов, что выше Евхаристии. Так же и молебен по какому-либо святому или празднику, дающий сокращение всякой утрате индивидуальности в этот праздник и воспоминание утрени с пением канона вместо самого канона, с преувеличением вместо глубокого содержания стихиры поются накануне, и конечно же с вручением записок о здравии и долголетии тому или иному человеку.

Несказанно грустно, грустно, больно за богослужебную безграмотность, за нарушение основных принципов устава благолепия храма, за нарушение красоты храма. Мы говорим это с полным сознанием и убеждением не только потому, что это наше богослужебное убеждение, наш личный опыт литургического строя, но и потому, что мы слышим позади себя голос тех наших учителей, которые нам дороги, именно учителей с с большой буквы, чей литургический слух был безошибочным и понимание смысла и порядка нашего богослужения было непогрешимым.

Читайте также  Отдых в Дубае в ноябре

Мы ссылаемся на авторитет, научный и богослужебный авторитет Церкви покойного митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после литургии и никогда их не служили.

профессор архимандрит Киприан (Керн). «Евхаристия»

***

святитель Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского просветительского центра, ведущий программы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в литургии, если мы говорим, что он еще и ее сослужащий, то он пришел в храм не только для того, чтобы попросить что-то для себя лично, но в этот момент он стал Церковью, реализовал себя как член тела Христова. Итак, когда совершается литургия, она охватывает каждого человека лично со всеми его нуждами, скорбями и трудностями. Верить в Святую Апостольскую Церковь значит верить, что она и вся твоя молитва, вся глубина твоей печали, твоей радости, твоей скорби, твоего благодарения привели к престолу Божию.

Но люди, не видящие ее всеохватывающего значения в Церкви, потом приходят и просят – послужи особенно мне по этому особому случаю, хотя исполнение всех этих прошений уже находится в самой литургии. А служба после молебна и заупокойной литургии давно вошла в нашу церковную практику. За что? Вложил ли ты записку или нет, раз ты стоишь в церкви, не видит ли тебя Господь? Разве он не знает все, что вы хотите спросить у него, прежде чем вы спросите?

И поэтому служить кротовой косточке после литургии просто бессмысленно. Происходит это только потому, что часть людей, пришедших служить в храм, участвует в литургии, а часть находится во время литургии. Некоторые люди полностью отдаются единству Церкви, а некоторые переживают немного иначе: пришли, отстояли службу, и только тогда начинается самое главное для них – теперь они будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, за его путешествие, хотя бы все это и входит в литургию духовно, потому что жертвоприношение совершается, а Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и вся.

Так вошло в привычку – заканчивается литургия, священник выходит отслужить молебен по освящению воды. Но вы не можете себе представить, как в глубине души священнику трудно и нелепо служить молебен после литургии, когда все возможное помолено Богу.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? И они существуют как внебогослужебный акт. И теперь нигде, ни в Греции, ни в Болгарии мы не встретим совершения молебна после литургии, да и в России раньше такой практики не было. Священника приглашали в дом или в определенное место и совершали ходатайственную молитву по определенному поводу с конкретными людьми. Например, молитва о посылании дождя.

Читайте также  Как сверлить керамическую плитку — подбираем инструмент и сверлим по всем правилам

Но если есть необходимость помолиться за кого-то конкретно, например за больного, то об этом должна молиться вся церковь, все вместе, а не отдельный священник за одного человека. Поэтому существует особое прошение, которое при необходимости вставляется в особую ектению — и о путниках, и о страждущих, и о болящих. И тогда вся церковь будет молиться за одного, а может за двух-трех человек, близких сердцу каждого в храме.

Цитаты о молебне

«…Евхаристия есть таинство таинств, совершение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда заканчивается, всегда следует за другими службами. Это заключительный акт, настоящее участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии свидетельствует о литургическом упадке».
поклон. Джон Мейендорф об учении о правах. Николай Кавасилас

«А сегодня на литургии живописцы пели сполна, на блаженных — что предполагается из канона святых и отцов. У нас всего шесть тропарей и кондаков, прочитано три апостола и три евангелия. Молебна, конечно, не было, потому что после литургии не положено, а только перед «Будь имя Господне» — тропарь святому и молитва.Но было много лет вчера после молебна, а сегодня после литургии. Высокопреосвященнейший Корнилий, епископ Вязниковский и Яропольский, прожили также много лет вместе с богохранимой паствой Владимирской и со стороны продолжительности соблюдали правило, согласно которому литургия должна длиться один час литургия много лет длилась 1 час 5 минут».
вариатор Афанасий (Сахаров). 4 февраля (ст ст.) 1923 г.

«В России к молебнам и литии после литургии относятся по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил, что это бесполезно — вся полнота содержится в чаше.
«Так мне владыка (митрополит Антоний Сурожский) и отец Михаил (Фортунато) говорили одно и то же: зачем молебен, зачем панихиду, мы уже всем напомнили о проскомидии».
евгений Тугаринов, преподаватель Регентского факультета Свято-Тихоновского университета, ректор Архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью).

Источник: prosto-post.ru

Band Sport