Родительские субботы

Дни особой памяти о погибших 2023

  • 5 февраля
  • 18 февраля
  • 11 марта
  • 18 марта
  • 25 марта
  • 25 апреля
  • 9 мая
  • 3 июня
  • 28 октября
  • 30 октября

Дни памяти недавно умерших

Поминовение мертвых

Родительские субботы – дни особой памяти усопших православных христиан. Каждая суббота (кроме случаев, когда на субботу приходится праздник: полиелей, бдение или стор) в церковном календаре посвящена памяти усопших, но есть и особо отмеченные субботние дни. Их называют родителями, потому что родители – это самые близкие нам люди, но в эти дни молятся не только за родных.

Суббота Описание
Универсальные родительские субботы
Троицкая суббота

Суббота перед праздником Святой Троицы

В Троицкую и Мясную субботу поминают всех умерших христиан, когда-либо живших на земле. Вот почему эти две субботы называются вселенскими; по статусу они выше других дней с особым поминовением усопших.
Постная суббота

За неделю до Великого поста

Он называется Мясо-Саустом, потому что предшествует Мясо-Сауст-неделе (воскресенье перед Масленицей).
Родительские субботы Ну пост
Три субботы Великого поста

Суббота 2, 3, 4 неделя ОП

В будние дни Великого поста обычные литургии не совершаются (кроме праздника Благовещения). Следовательно, и важнейшее литургическое поминовение усопших совершается реже. Чтобы не лишать усопших молитвенного представления о них, Церковь установила для них эти три особых молитвенных дня.

Кроме того, отпевания во 2-ю — 4-ю субботы Великого поста имеют и другое, «обязательное» обоснование. Если кто-либо из христиан умер накануне или во время Великого поста, то предписанные особые поминки в 3-й, 9-й и 40-й дни совершались не в середине недели (когда нет полной литургии), а предписано перенести на следующую субботу, в которую была совершена «его панихида, как его литургия в субботу». Поскольку поминовение на литургии имеет особое значение, моление о новопросветленных стали совмещать со следующей полной литургией, то есть в одну из назначенных суббот Великого поста. Постепенно поминовение недавно умерших стало сочетаться с молитвами об их усопших родственниках, а затем и обо всех усопших христианах. Так сформировалась традиция проведения панихид во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу.

Частные родительские субботы
Радоница

9 день после Пасхи, вторник

Радоница — от слова радость, т.к. Этот день всегда приходится на пасхальное время. В этот день обычно проводится панихида, включающая пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище, чтобы помолиться за усопшего.
Дмитриев родители суббота

Суббота перед Днем Победы. Димитрий Солунский (память 8 ноября.)

Впервые он упоминается в памятнике 15 века, хотя традиция поминать усопших в этот день стара. Основной причиной является церковный языческий обычай осеннего мечения умерших, который проводился как часть культа предков. В монастырях XVI-XVII веков в этот день поминали усопших монахов, в светских храмах — всех христиан. В XVIII-XIX веках появилось исторически необоснованное объяснение, что Димитриевская суббота была установлена ​​святым благоверным князем Димитрием как день памяти воинов, павших в Куликовской битве.
День памяти погибших во время Второй мировой войны

9 мая

После службы состоится панихида.
Особое поминовение всех умерших в годы гонений за веру во Христа совершается в День памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января) После службы состоится панихида.

Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.

В эти дни совершаются панихиды — парастазы, панихиды, панихиды. Нужно помнить, что службы могут начинаться накануне вечером (т.е в пятницу), потому что богослужебный день начинается вечером.

Из дней чистого поминовения усопших выделяются две вселенские поминальные субботы: Плотская и Троицкая. Главный смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) отпеваний заключается в молитве за всех усопших православных христиан, вне зависимости от их личной близости к нам.

***

Родительская суббота – это обобщённое название дня особого поминовения усопших. В этот день вся церковь молится об упокоении душ усопших православных христиан. Для нас, живых, этот памятный день о наших близких следует по возможности провести в молитве. Лейтмотивом всех молитв об упокоении является прощение грехов. У умерших нет времени каяться и просить прощения, но мы можем сделать все возможное и просить у Бога милости к ним. И Господь, видя наши старания, учитывает наши деяния молитвы и милостыни (а милостыню можно давать и за умерших), может улучшить их загробную жизнь.

В родительские субботы православный христианин должен присутствовать на панихиде, молиться во время службы не только за своих близких, но и за всех усопших православных христиан (по-церковнославянски — «от возраста усопших»), после чего можно посетить кладбище и совершить там личную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, чтение 17-й кафизмы Псалтири. Это самое важное. Что касается трапезы, то эта сторона жизни никак не регулируется церковными правилами. Правило первое — умеренность. И не забывайте: самое главное в этот день – молитва.

Когда в храме совер­ша­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния роди­тель­ских суббот?

Богослужебный день начинается вечером, поэтому отпевания часто начинаются вечером накануне. Самое главное поминовение происходит на литургии (которая обычно совершается утром).

Нужно ли ездить на клад­бище в роди­тель­скую суб­боту?

Молитвенное омовение в храме несравненно важнее для усопшего, чем посещение могилы, но первое не исключает второго. Важно соблюдать иерархию: поклонение на первом месте, поход на кладбище — на втором. На могиле христиане поминают светским ритуалом или приглашают священника.

Зачем в храм при­но­сят еду?

Изначально приносили еду для совместной поминальной трапезы. В наше время — как приношение священнослужителям и священнослужителям на память души.

Следует трезво относиться к традиции приносить еду «вечером», исходя из современных реалий. При всем усердии священники не должны съедать 30 буханок хлеба или 20 пачек пряников, поэтому есть смысл взять с собой продукты, которых хватит надолго. Пожертвование можно отдать и на церковную кружку, у церкви много нужд, не только в еде.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у Роди­тель­ских суббот в Вели­кий пост?

Во время Великого поста парастас празднуется в пятницу вечером на 2-й, 3-й и 4-й неделе. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родительским субботам: Плотской и Троицкой субботам. Вот как говорит об этом различии суббот усопших святитель Афанасий (Сахаров): «Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста бывает также сознательное поминовение усопших. Это тоже «родительские субботы». Но здесь молитв об умерших намного меньше, и характер их не такой исключительный и всеобъемлющий, как там. Эти две субботы универсальны, эти три просто родительские. Есть, прежде всего, поминовение всех умерших, а вместе с ним, как дополнение, и поминовение наших родных. Здесь на первый план выходит поминовение родных, сопровождаемое, как всегда, поминовением всех умерших».

Если какой-либо праздник (полелея, всенощное, храмовое или Благовещение Пресвятой Богородицы) приходится на одну из указанных суббот, а также префест или празднование Благовещения, то отпевание просто отменяется (не вопрос возможного переноса). Такая относительно простая отмена правил этих отпеваний, когда они совпадают с каким-либо праздником Минеи, объясняется относительно более низким их статусом, о чем говорилось выше. Но даже если само отпевание было отменено, субботнее четверостишие к Триоди не было полностью исключено. В том случае, если суббота совпадает с днем ​​предпразднества Благовещения, она остается за утреней «на своем месте», во всех остальных случаях четверостишие должно быть перенесено на повечерие. При этом в случае полиелейного святого его выводят на повечерие в тот же день, в случае Благовещения или покровительского праздника — на повечерие с предшествующего дня (четверг вечером), а если Благовещение дается в 3-ю или 4-ю субботу — к повечерию одного из дней, предшествующих празднику.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у все­лен­ских роди­тель­ских суббот?

вселенские Великие субботы — Плотоядная и Троицкая — являются древнейшими и важнейшими панихидами в годовом цикле. Эти два дня имеют схожие, почти идентичные услуги: их можно назвать «твин-сервисами». Уточним последнее слово: тексты псалмов за усопших те же, за исключением хвалебных стихир: стихиры на «Хвалите…» в постном и цветном трио различны. Службы совершаются по Октое и Триоду (в Троицкую субботу Октоэ всегда в 6 гласе, потому что его песнопения уже входят в Триоду). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день.

Перенос отпевания во вселенскую родительскую субботу возможен только до предшествующей субботы и в редких случаях: если собрание Господне приходится на мясную субботу или если в какую-либо из этих суббот происходит покровительственный пир (в этом случае отпевание переносится только в этой церкви).

Основные богослужебные особенности праздника плоти и Троицкой субботы таковы:

  • На вечерне вместо прокимена поется «Аллилуйя» с надгробными стихами (в этом своеобразие этих двух дней; такой замены прокимена на вечерне в церковный год нет).
  • На утрени вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуйя» с заупокойными стихами (это особенность всех поминальных суббот).
  • Тропарь «Глубина премудрости…» с Богородицей «Тебе и стену и приют…»; оба эти гимна «знакомы» нам по их использованию в поминальной службе.
  • 17-я кафизма делится на два артикля (по пометке «среда» в песне) и читается клиром; хор поет начало и конец каждой статьи. После первого артикля — заупокойная ектенья, после второго артикула — заупокойные тропари по «Непорочным» «Я обрел святые лики…», во время песни о том, что в храме сплошь ладан. После этого еще одна литания по умершим. Таким образом, 17-я кафизма совершается во все заупокойные субботы.
  • Канон: храм в 6 и Триоди в 8. Ирмос — канон храма, катавасия — Триоди. Вторая песня (в каноне 2 песни, обратим на это особое внимание!) поется только по Триоди (ирмос и катавасия этой песни совпадают).
  • По 6-му пению: Ектения по усопшим с молитвою «Боже духов…» и возгласом «Ибо Ты воскресение…». Кондак «Упокой святых…» и икос «Ты один един…». На практике во время 6-й песни диакон открывает царские врата, священник и диакон проходят через царские врата в центр храма, где диакон читает малую ектению перед четвероногим. Кроме того, во время пения контактии и икоса священник совершает малое каждение, начиная с четвероногих (четвероногих, иконостаса, клироса и людей с амвона, заканчивая каждение на амвоне и снова четвероногого впереди). По окончании порицания священники идут к алтарю и царские врата закрываются.
  • На литургии краткая аранжировка пения тропарей и кондаков при входе: «С глубиною премудрости…», «Слава»: «Упокой святых…», «И ныне»: «На ты и стена…».
  • Прокимен читается одно (морговое), два чтения: обычное и поминальное (это относится и к апостольским и евангельским исполнениям).

Источник: prosto-post.ru

Читайте также  Декоративные обои с ручной росписью
Band Sport