Великая Схизма 1054

16 июля 1054 года христианская церковь разделилась на две части. Событие получило название «Великий раскол» и до сих пор определяет векторы геополитики. В общем, сейчас читать о нем полезно как никогда.

Безнадежный призыв Павла

Уже в послании к Коринфянам 54-57 гг. Апостол Павел предостерегал первых христиан от раздоров между собой: «Слышу, что, когда вы сходитесь в церкви, между вами бывают разделения». И это в то время, когда главной заботой христиан было желание не закончить день на копье или в зубах льва (до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что по мере того, как церковь из преследуемой и воюющей секты росла в могущественное и процветающее учреждение, количество разделений внутри христиан только увеличивалось.

В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, популярность которого неуклонно росла в течение трех столетий, а в 380 году император Феодосий сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя разделилась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (столица в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?

Восток: Второй Рим выше первого?

Император в Римской империи имел абсолютную власть, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) Собор, установивший основные принципы христианства, такие как понятие о Святой Троице. Иными словами, высшее жречество во всем подчинялось человеку на престоле.

Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После образования двух равноправных центров силы ситуация усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 г.), а в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.

Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя как наследников империи, в том числе и с точки зрения власти над церковью. Константинополь неофициально получил статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.

Запад: Наследники апостола Петра

Апостол Петр

Между тем в реальном Риме, переживающем тяжелые времена, христианское духовенство не собиралось терять своего первенства в мире верующих. Римская церковь чувствовала себя особенной: помимо частично утраченного положения столицы, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно ко Христу.

«Ты — Петр, и на сем камне Я построю Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (имя которого означает «камень», даже в Писании есть место для каламбура). Римские епископы истолковали эту цитату совершенно однозначно: римский епископ, Папа Римский, является преемником Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим будет управлять всей христианской Церковью.

Читайте также  Какие талисманы подходят к вашему знаку зодиака: выбор и настройка оберегов

В Константинополе такое толкование тщательно игнорировалось. Эта непоследовательность в вопросе о суверенитете стала бомбой замедленного действия для христианства. Задолго до 1054 г росло число догматических споров между греко-византийцами и латино-римлянами: около 200 лет в III-VIII вв церкви приостанавливали и возобновляли общение.

Возможно, самым большим ударом по церковному единству была коронация Карла Великого как императора Священной Римской империи в 800 году. Это прямо оскорбило Константинополь и в конечном итоге разрушило формальное единство империи. Впрочем, папу Льва III, короновавшего Карла, понять можно: Карл может быть франком по происхождению, но великим полководцем и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, в то время как греки где-то далеки от решения собственных проблем.

Краткий список противоречий

В 1054 году греки и латиняне собрали друг для друга трудные вопросы. Наиболее важным является вышеописанное разногласие по поводу статуса Папы: является ли он главой вселенской Церкви (как считает Рим) или только первым среди равноправных епископов (как уверен Константинополь)? Как вы понимаете, сегодня это был главный вопрос. Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.

Основное богословское противоречие состоит в так называемой формуле Филиокве (Filioque — «от Сына»). Со временем западная традиция установила, что в христианской троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно полагались на более старые источники, утверждающие, что Дух исходит только от Отца. Для христиан Средневековья это было более чем принципиальным вопросом, и сама идея включения Филиокве в Символ веры вызывала большое негодование у восточных христиан.

Конечно, между двумя ветвями христианства существовало и множество более мелких ритуальных антагонизмов.

Например, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных христиан безбрачие было обязательным. Западные христиане постились в субботу в Великий пост, восточные христиане — нет. Римская Церковь разрешила употребление опресноков без закваски в Таинстве Евхаристии (Литургии Опресноков), но это огорчило Восточные Церкви, обвинившие папистов в том, что они почти вернулись к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось немало. А так как люди в Средние века гораздо больше внимания уделяли ритуалам, то все было очень серьезно.

Неудачное посольство

Папа Лев IX

Что на самом деле произошло в 1054 году? Папа Лев IX отправил посольство в Константинополь. Его целью было восстановить отношения, которые в последние годы становились все более натянутыми: влиятельный Константинопольский патриарх Михаил Керуларий решительно выступал против попыток латинян навязать свою теократию на Востоке. В 1053 году воинствующий Михаил даже приказал закрыть в городе все храмы, служившие по латинскому образцу: латиняне были изгнаны, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали ногами приготовленный для причастия хлеб.

Читайте также  Кухни из массива дерева

Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий

Нужно было разрешить кризис, а получилось только усугубить: посольство возглавил кардинал Гумберт Сильва-Кандид, столь же непримиримый, как и Михаил. В Константинополе он общался главным образом с императором Константином Мономахом, который принял его вежливо и даже пытался уговорить его низложить патриарха, но безрезультатно. Гумберт и два других посланных с ним легата даже не заговорили с самим патриархом. Кончилось все тем, что прямо на службе кардинал вручил Михаилу папскую грамоту, низлагавшую и отлучавшую патриарха от церкви, после чего легаты ушли.

Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который предал анафеме трех легатов (один из которых впоследствии сам стал папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, впоследствии получивший название Великого раскола.

Долгая история

Взаимное отлучение от церкви в 1054 г было весьма символичным. Во-первых, папские легаты отлучили от церкви только Михаила и его окружение (а не все восточные церкви), а его самого — только сподвижников Гумберта (а не всю латинскую церковь и даже не папу).

Во-вторых, при обоюдном желании примирения последствия того инцидента можно было легко преодолеть. Но по описанным выше причинам это стало никому не нужно. Таким образом, совершенно случайно обнаружился не первый, но самый значительный раскол в истории христианской Церкви.

Источник: prosto-post.ru

Band Sport