Великий канон свт. Андрея Критского

Великий канон — уникальное богослужебное произведение трогательного, покаянного характера, читаемое в Церкви во время богослужений в определенные дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, позднее был дополнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что само это произведение обладало высокими художественными достоинствами, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашли, как его обогатить и украсить, доведя до высшей богослужебной степени.

Считается, что первоначальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и исканий, глубокой епитимьи.

Великий канон — одно из последних произведений святого Андрея, написанное им уже в преклонном возрасте. Это подтверждается характерными подробностями самого текста канона: «Низвержен я мною, Спасе, за врата Твои, не ввергни мя в ад в старости» (1 песнь, 13 тропарь; нумерация тропарей дан по полному варианту канона четверг 5 седмицы Великого поста), «От юности, Христе, заповеди Твои преступил. в отчаянии ушел» (1 песнь, 20 тропарь), «Пропали дни мои , как сон идущего самому: так же, как Езекия, сойду на постель мою, целовать живот мой летом» (песня 7, тропарь 20).
Утверждается, что канон был написан им самим. Считается, что одним из мотивов составления канона может быть эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711-713) был убежденным монофелитом и в 712 г заставил некоторых епископов, в том числе святого Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре лукавый император был свергнут, православие было восстановлено, но монах Андрей не мог не переживать за свою трусость и выразил свое раскаяние в тексте Великого канона.

Принимая точку зрения, что св. Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли послужить дополнительным стимулом для написания Великого канона, можно предложить расширенную датировку самого произведения: 720–730-е годы.

Каков был первоначальный объем канона, составленного св. Андреем? С одной стороны, никто не сомневается, что покаянные тропари (их большинство) являются авторскими. С другой стороны, можно однозначно сказать, что тропари в честь преподобных Марии и Андрея были добавлены после XI века. Однако ученые расходятся во мнениях по вопросу о происхождении ирмоса, Троицы и Богородицы. Архиепископ Филарет (Гумилевский) считал, что ирмосы не принадлежали святому Андрею, а позже они были добавлены в канон монахом Иоанном Дамаскином. И.А. Карабинов считал, что ирмос составлен самим монахом Андреем, но по отношению к своим канонам в целом говорит: «Троица и большая часть Богородицы в канонах св перо святого Феодора Студита. Наконец, наш современник протодиакон В. Василик говорит: «Великий канон первоначально представляет собой объемное сочинение, только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской, являются более поздними. все остальное принадлежит святому Андрею».

Читайте также  Россияне увеличили активность в приобретении недвижимости в ОАЭ

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от других является объем его содержания: в современной Триоди сам Великий канон насчитывает 213 бот-тропарей. Если прибавить к этому числу 11 наследников, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троицких и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всем каноне в его употребительной форме в четверг службы в течение 5 недель.

Между тем, великим его называют не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность излагаемого материала, проникновенность показанных эмоций. Исследователи Великого канона отмечают большое количество параллелей по содержанию с творчеством Отцов Церкви: мученик. Иустин Философ, святитель Григорий Богослов, святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, Евагрий Понтийский, святитель Максим Исповедник, преп. Мелодист Роман и многие другие.

Исторически линия канона разворачивается на протяжении всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через времена патриархов, царей и пророков до жизни Христа и его преемников. Подавляющее большинство тропарей в песнопениях 1–8 посвящено событиям Ветхого Завета, тогда как новозаветная тема целиком присутствует только в песне 9 и в последней части некоторых песней 1–8 есть песни, в которых аллюзии на Новый Завет отсутствуют совсем (песня 7) или же они едва заметны (песня 3). В 8-й песне есть четкая граница между «ветхозаветными» и «новозаветными» тропарями: тропарь «Весь Ветхий Завет приведи к душе, к равенству…», так сказать, подытоживает старое. Тема завета.

Тематически Великий канон затрагивает такие важные части православного учения, как догматическая, нравственная, аскетическая, подчеркивает мерзость и опасность греха, раскрывает красоту добродетели.

Начавшись словами, выражающими упование и упование на Бога как на помощника и покровителя, канон вторит вопию кающейся души о грехах. Тема глубокого личного обращения сочетается с темой отношения Бога и человека вообще, вместе с темой личного преображения и обожения. Таким образом, каждое отдельное паломничество помещается в единый контекст с судьбами мира.

В каноне приводится множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от зла, нечестия, беззакония до песен сердца, самоотверженности и христианских подвигов. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами новозаветной, взывая к Господу Иисусу Христу.

Через раскрытие духовного состояния грешников и праведников, через обрисовку их взаимоотношений с Творцом канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое размышление над собственной жизнью, погружение в нравственный самоанализ; предостерегает от зла, акцентирует внимание на добре, ревности к добродетели; научитесь не забывать божественную истину и милость, долготерпение и любовь.

Читайте также  Икона Ангела Хранителя

Главной целью творческого порыва св. Андрея и писателей, дополнявших текст, было настроить грешника на усердную молитву, ложное, искреннее покаяние, твердое, непоколебимое упование на Бога, пробудить (или укрепить) желание восстать из состояние духовной тьмы к состоянию святости; от пренебрежения благодатью Божией к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что широко распространенная церковная практика чтения канона во время службы сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, произошедшего в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегая себя от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон наедине. Со временем к ней стали прибегать и другие христиане, применяя ее в дни, когда начались бедствия, а затем ее стали широко читать во время Великого поста.

В современной практике Великий канон читается за богослужением дважды: отдельными частями в первые 4 дня первой седмицы Великого поста и целиком в четверг пятой седмицы Великого поста (если Благовещение или престольный праздник происходит в четверг, это становится службой для Великой пушки, отложенной до вторника).

Источник: prosto-post.ru

Band Sport