Удержание гсм из заработной платы

При увольнении работника было выявлено, что он не сдал путевые листы, необходимые для учета и списания ГСМ. В связи с этим бухгалтерия не может списать ГСМ, так как нет соответствующих документов. Правомерно ли удержание с данного работника сумм расходов на ГСМ из выплат, причитающихся ему при увольнении?

эксперт журнала "Оплата труда:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.

Из выплат работнику при увольнении удержать расходы на ГСМ, не подтвержденные путевыми листами, невозможно. Однако работник должен возместить работодателю причиненный ущерб в силу прямого указания на это в трудовом законодательстве.

Обоснование. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В силу положений ч. 2 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

– для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

– для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в иных случаях;

– для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

– при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска, за исключением случаев, перечисленных в указанной статье.

Как видим, ни одно из названных оснований к рассматриваемой ситуации не относится.

В этом случае, если обязанность по представлению указанных документов закреплена в трудовом договоре либо должностной инструкции или ином локальном нормативном акте, неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком (ст. 192 ТК РФ). При этом удержания из заработной платы за нарушение трудовой дисциплины законом не предусмотрены.

Однако согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимаются, в частности, реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

То есть расходы на ГСМ, не подтвержденные соответствующими документами, можно признать прямым действительным ущербом для работодателя.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, за исключением случаев полной материальной ответственности (ст. 241, 243 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей, в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, умышленного причинения ущерба и др.

1 сентября 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы – это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Если сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, то у него возникает натуральный доход, подлежащий обложению НФДЛ в виде оплаты товаров (ГСМ) и за предоставление имущественных прав (пользование служебным автомобилем) в интересах работника (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 09.03.2017 N 03-04-05/13125).

Для того чтобы у сотрудника не возникало дохода, облагаемого НДФЛ, необходимо его письменное согласие на компенсацию стоимости ГСМ, купленных Организацией, и оплату за пользование служебным автомобилем (должен быть обоснованный расчет и договор).

Ограничение удержаний из заработной платы работника Трудовой кодекс накладывает только в случаях, предусмотренных ст. 137 ТК РФ, по удержаниям, не зависящим от воли работника. На данный случай действие ограничений ст. 138 ТК РФ не распространяется (Письмо Роструда от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1).

Отражение удержания за ГСМ в 1С

Настройка нового вида удержания

Настройка нового вида удержания производится из раздела Зарплата и кадры — Справочники и настройки — Настройки зарплаты — Расчет зарплаты – Удержания .

Читайте также  Каро фильм вернуть деньги за билет

Читайте также  Технические характеристики сотового поликарбоната

Поле Категория удержания не заполняется, так как для вида удержания Удержание за ГСМ в списке отсутствует подходящая категория.

Удержание за ГСМ из заработной платы

Для отражения удержания из заработной платы необходимо в документе Начисление зарплаты , раздел Зарплата и кадры – Зарплата – Все начисления на вкладке Удержания выбрать сотрудника, указать вид удержания и сумму, подлежащую удержанию.

Проводки по документу:

Как видим, при проведении документа данный вид удержания проводок не формирует. Для отражения суммы, удержанной за ГСМ, в бухгалтерском учете необходимо создать документ Операция, введенная вручную . Раздел Операции — Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную .

Формирование Расчетного листка

Сумма, удержанная за ГСМ, уменьшает сумму к выплате сотруднику и отражается в Расчетном листке . Раздел Зарплата и кадры — Зарплата — Отчеты по зарплате — Расчетный листок .

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

text-align:center;line-height:150%">
КАК ВЗЫСКАТЬ С ВОДИТЕЛЯ ПЕРЕРАСХОД БЕНЗИНА?

text-align:right;line-height:150%">
Травина Татьяна Сергеевна

text-align:right;line-height:150%">
студент 4 курса, кафедра «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

text-align:right;line-height:150%">
Чернышова Светлана Александровна

text-align:right;line-height:150%">
студент 4 курса, кафедра «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

text-align:right;line-height:150%">
Хегай Юрий Александрович

text-align:right;line-height:150%">
научный руководитель, канд. тех. наук, профессор кафедры «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной заработной платы.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Зачастую, о том что топливо разворовывают, знают все — и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ — это возложить на сотрудника полную материальную ответственность.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Случаи полной материальной ответственности изложены в статье 243 [3, с. 135].

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

· когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

· недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

· умышленного причинения ущерба;

· причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

· причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

· причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

· разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

· причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), [3, с. 135], то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков.

Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина — это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов.

Дело в том, что существуем множество причин перерасхода топлива, начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины.

Читайте также  Пени при усн доходы минус расходы

Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива представлены в таблице 1.

Читайте также  Замена прав для инвалидов 2 группы

Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива

Автомобили с впрыском топлива

Снижена по какой-то причине мощность двигателя;

Неисправен датчик кислорода или его цепи;

Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи;

Двигатель не прогревается до рабочей температуры;

Неисправна система опережения зажигания;

Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи;

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;

Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть);

Засорен воздушный фильтр;

Слабая искра зажигания;

Неисправна система наддува;

Снижена мощность двигателя;

Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха;

Неправильное опережение впрыска;

Двигатель не прогревается до рабочей температуры;

Неправильная работа систем снижения токсичности.

Неправильно установлены метки привода газораспределения;

Неисправна система контроля давления во впускном коллекторе;

Неправильное давление бензина;

Не отрегулированы клапанные зазоры;

Плохой накат (например, из-за спущенных колес);

Неисправна гидромуфта (у машин с «автоматом»);

Неправильная работа автоматической коробки передач;

Неисправен ведущий мост.

Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно. Крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно.

Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак «прямогонку» или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет «давить на газ» (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме.

Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100 км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут.

Кроме того сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50—100 мл на 1 литр бензина.

Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина. А просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию.

Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но, во-первых, премия — это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае — соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиям водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать».

Другие — удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы. При этом, не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том. Что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будем масса.

Ряд организаций — подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей. Проигрывают. Потому что, во-первых. Приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах, которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза — это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае — «поймав эго за руку».

Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно. И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное — результат носит только временный характер.

Наилучший выход из данной ситуации — применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем. Основная задача которых — контроль и экономия топлива.

Диаграмма снижения расходов на ГСМ при эксплуатации спецтехники представлена на рисунке 1.

text-align:center;line-height:150%">

margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;
line-height:normal">
Рисунок 1. Диаграмма снижения расходов на ГСМ при эксплуатации спецтехники

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Системы аналитического типа создают на базе бортовых компьютеров. Их принцип работы основан на вычислении объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Главное достоинство системы — возможность контролировать мгновенный расход топлива. При таком контроле водитель вынужден постепенно приучаться к экономному стилю езды. Главный недостаток метода — вычисления расхода топлива производят по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят за эти рамки, увеличивается вероятность ошибки. Такие системы не фиксируют слив топлива и его заправку. Более того. при нажатии определенных комбинаций клавиш, система сбрасывает все показания, а водитель может установить расход топлива по своему усмотрению. Контроль махинаций, связанных с «левыми» чеками, также невозможен.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Системы проточного типа получают информацию от расходомера-турбинки, установленного в топливопроводах автомобиля. Достоинство этого прибора в том, что он показывает фактическое количество топлива, прокачанного о магистрали, недостаток — большая погрешность и возможность вмешательства водителя в такую систему. К тому же в российской солярке может содержаться большое количество твердых частиц, что сокращает ресурс турбинки. В холодное время года могут возникнуть проблемы с отложениями парафина в магистралях и на турбинке. Водители продувают турбинку сжатым воздухом до тех пор, пока не «надуют» нужный объем топлива. Мошенничество с чеками также не блокируется.

Читайте также  Память преподобной Анны Кашинской

Читайте также  Служба безопасности ооо вконтакте

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива, не способны контролировать ни передвижение автомобиля, ни работу двигателя, к тому же их легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор, если слить топливо на стоянке с включенным зажиганием. Невозможно проследить и «левый» пробег машины, рассчитать расход на 100 км пути. При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. Датчики обеспечивают достаточно хорошую точность, но, в большинстве случаев, боятся загрязненного топлива. На машину требуется устанавливать и периодически менять дополнительные топливные фильтры, иначе датчики «заклинивает».

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Система FMS. Преимущества такой системы, обрабатывающей данные, полученные от высокоточного емкостного датчика уровня топлива, в том, что это устройство закрытого типа. Информация, считываемая с него, доступна только руководству предприятия. Программное обеспечение системы позволяет получать данные о работе, как отдельной машины, так и всего парка техники. Информация полностью недоступна водителю, а значит, исключены махинации.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Система FMS включает в себя три основных компонента — устройство FMS («черный ящик») и высокоточный емкостный датчик уровня топлива, которые в комплексе устанавливают на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе. Устройство FMS — черная пластиковая коробка размером с сигаретную пачку, его монтируют в кабине и подключают к бортовой сети машины. В дальнейшем производится считывание информации с датчика скорости, датчика топлива в баке, генератора, двигателя и других объектов, дающих информацию о работе машины и расходе топлива. Устройство FMS хранит информацию о работе машины за два месяца. Его легко снять с машины и вставить в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Далее показания с датчика за несколько секунд переносятся в компьютер. Впрочем, возможно производить считывание автоматически, не снимая прибор с техники. Устройство возвращают водителю, а с полученными данными начинает работать персонал компании. Информацию о работе автомобиля можно архивировать на любых носителях, данные обрабатывать на компьютере. Экспортировать в Excel и другие программы.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Помимо контроля расхода топлива по показаниям прибора FMS ответственный сотрудник предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был включен двигатель или техника находилась в движении, а также как именно она передвигалась. Основными показателями, которыми оперирует программа, являются количество топлива в баке на начало и на конец периода, общее количество заправленного и истраченного топлива. Общее количество слитого топлива, пробег машины в километрах, средний расход топлива в литрах на 100 км, на 1 машино-час, на холостом ходу, время работы двигателя, время нахождения транспортного средства в движении. Все эти данные приводятся в виде таблиц и графиков.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Недостатком системы является низкая точность. Особенно при эксплуатации машины в «городском» режиме. Кроме того, FMS не определяет медленный слив и слив через «обратку» и не дает информации о текущем расходе в двигателе машины.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Есть также системы контроля расхода топлива (СКРТ). Это целая линия изделий, от недорогих до развернутых систем с проходным датчиком, комплексным контролем штатных датчиков машины (обороты, скорость, уровень топлива в баках и т. д.) и графическим терминалом. Особенностью систем является датчик расхода дизельного топлива, который не боится загрязнений. Информация о расходе топлива, пройденном пути, объеме заправок и слива топлива выводится на экран электронного блока и сохраняется в памяти для последующего анализа в офисе. Еще одним достоинством СКРТ является защищенность от махинаций. Система анализирует текущий расход топлива в зависимости от скорости движения, режимов двигателя и принимает решение, соответствует ли расход норме или есть нештатный перерасход/слив. В этом случае автоматически включается счетчик «перерасхода» или счетчик «сливов». Информация о текущих параметрах и счетчиках может быть закрыта паролем, то есть скрыта от водителя. Кроме расхода топлива, СКРТ контролирует также скорость, пройденный путь, отработанные двигателем моточасы, график движения и простоев машины. Фактически СКРТ выполняет роль счетчика расхода топлива, тахографа и маршрутного компьютера. Пример действия системы контроля расхода топлива представлен на рисунке 2.

text-align:center;line-height:150%">

margin-bottom:0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;
line-height:normal">
Рисунок 2. Пример действия системы контроля расхода топлива

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что простого решения проблемы привлечения водителей к ответственности за перерасход ими бензина вследствие их неправомерных действий нет. Если автомобили неисправны, руководство организации не может привлечь сотрудников к ответственности. Если же машины исправны, и топливо, крадут нужно организовывать наблюдение, проводить проверки, прикреплять к водителям контролеров, и привлекать водителей к ответственности по ст. 243 ТК РФ; либо использовать специальные системы и оборудование, которые, в принципе, позволяют избежать перерасход топлива.

margin-bottom:0cm;margin-left:1.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;
text-indent:-1.0cm;line-height:150%">
1.Грибков А.Ю. Учет ГСМ в организациях различных форм собственности. М.: Омега-Л, 2010. — 72 с.

margin-bottom:0cm;margin-left:1.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;
text-indent:-1.0cm;line-height:150%">
2.Ногин Б.А., Бутков П.П. Экономия горюче-смазочных материалов. М.: Вузовская книга, 2004 — 220 с.

margin-bottom:0cm;margin-left:1.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;
text-indent:-1.0cm;line-height:150%">
3.Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2007. — 224 с.

Источник: lawsexpert.ru

Band Sport