День памяти преподобной Софии Суздальской

29 декабря — праздник преподобной Софии Суздальской, которая была монахиней нашего монастыря. Жизнь святого интересна и назидательна. Все ее события говорят о том, что истинное счастье человека — в Боге, что наш человеческий разум ограничен и наше земное счастье иллюзорно, но что Господь благ и вездесущ, и Его воля всегда добра и совершенна. В день памяти святой мы публикуем видеоролики о монастыре и жизни преподобной Софии.

Автор идеи В. Добросоцкий. Режиссеры фильмов: Т. Селихова, А. Пташников. Оператор-постановщик Т. Селихова.

Источник: Москва. Якорь «Доверие» Л. Акелина.

Источник: Москва. Якорь «Доверие» Л. Акелина.

Житие преподобной Софии Суздальской
(Память 1 / 14 августа, 16 / 29 декабря)

Преподобная София Суздальская

Преподобная София, известная как Соломония, происходила из боярской семьи Сабура. По преданию, семья происходила от негра Орды Захариоса Чета, принявшего Святое Крещение в 1330 году. Соломония потеряла родителей в раннем возрасте и выросла в семье благочестивой тетки, которая любила ее как родную дочь.

Царь выбрал Соломонию в качестве своей невесты из пятнадцати сотен аристократических девиц, прибывших из разных ветвей российского государства на церемонию открытия. Князя Василия Иоанновича привлекла не знатность его избранницы, а ее возвышенные добродетели. Соломония была необычайно красива и в то же время добродетельна, целомудренна и чрезвычайно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено таинство брака между великим князем Иоанном и княгиней Соломонией. Их брак был чрезвычайно счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах того времени, была подчинена строгим порядкам, похожим на монастырские. Без молитвы и Божьего благословения не было начато ни одно дело. Ежедневный цикл поклонения соблюдался на церковных службах и в домашнем молитвенном ритуале. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Как и ее святая предшественница, благоверная великая княгиня Евдокия, она много молилась о благе Отечества, просила помощи свыше для своего государя-мужа.

Вся Москва знала милосердие великой княгини к бедным, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония каждый день кормила множество бедняков. Она раздавала милостыню с необычайной щедростью, особенно в родительские субботы и дни поминовения. Принцесса заботилась о вдовах и сиротах, давая им деньги за «принятие пострига». Она не оставляла без внимания и монастыри, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни и украсить храмы, так как любила и боготворила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготавливали церковные облачения и одежды для святых монастырей. Так, на раке преподобного Сергия, в знак его особого почитания в великокняжеской семье, княгиня собственноручно вышила плащаницу, сохранившуюся до наших дней. Она прожила в высоком звании Великой княгини России более двадцати лет, оставив о себе добрые воспоминания.

Читайте также  Что посмотреть в Фуджейре

Лишь одно обстоятельство бросало тень на жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги перенесли это испытание по-христиански: их горе заставило их объединиться в многочисленных молитвах о даровании наследника. Почти каждый год они совершали паломничество к святым местам. Чаще всего супруги ходили в монастырь Святой Троицы, чтобы поклониться Сергию Чудотворцу и со слезами помолиться у его святого ковчега. Монастырь Рождества Богородицы был близок и дорог обоим супругам по многим причинам: он был исторически и духовно связан с Сергиевским монастырем и с домом великого князя.

Годы шли. При дворе московского государя росло беспокойство, что распад великокняжеской ветви некоего Рюриковича может вновь ввергнуть Русскую землю в раздоры и дилеммы. Враг человечества — дьявол, сеющий вражду и разделение между людьми, — выступил против великой княгини Соломонии за ее добродетельную, самоотверженную жизнь. Приближенные к царю князья и бояре, среди которых было немало тех, кто преследовал корыстные цели, почти единодушно стали убеждать князя, что его жена является прямым препятствием к продолжению рода. В 1523 году, вернувшись с осмотра своих земель в Москве, Василий III начал совещаться с боярами. Они ответили: «Бесплодную смоковницу посеять и выполоть виноградник», имея в виду необходимость развода с женой. Долгое время великий князь не решался расстаться с Соломонией, которую искренне любил.

Великая княгиня была выше придворных ссор. Желая избежать ссор при дворе, она умоляла мужа позволить ей оставить трон и уйти в монастырь. Вопрос о разводе должен был решаться церковными властями. Митрополит Даниил дал свое благословение на развод, считая его необходимым для блага государства.

Здесь, у амвона в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, приняла постриг преподобная София Суздальская.

Соломония приняла постриг в монахини с именем София в московском монастыре Рождества Христова 28 ноября 1525 года. Пребывание в Москве для новопостриженных означало постоянный прием людей и ответы на вопросы многочисленных посетителей Москвы, которые искренне любили ее. Не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, что душа, посвященная Ему, может быть полностью отрешена от мирских дел. Через некоторое время Святая София была отпущена в суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный на богатые вклады великокняжеской четы.

Жизнь великой княгини в монастыре отличалась от жизни других монахинь, пожалуй, только более значительными и тяжелыми подвигами. Одним из свидетельств этих подвигов было то, что из любви к монахиням монастыря она вырыла для них колодец. Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при ее жизни весть о ней как о богоугоднице распространилась по всей России. Святая стала духовной матерью монахинь и заступницей всех, кто просил ее о помощи. Преподобная София отошла ко Господу 16 декабря 1542 года.

Читайте также  Магия числа 40: чеговы точно не знали об этом числе

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. Будучи епископом, через сто лет после смерти Софии, он направил патриарху Иосифу доклад с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации великой княгини как святой и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, происходившие в течение века у гроба преподобной Софии и в других местах по молитвам к ней, а также многочисленные рассказы о чудесной помощи, засвидетельствованные многими людьми устно и письменно, заставили епископа Серапиона сообщить об этих событиях первосвятителю. Так, например, в 1598 году у гроба святого прозрела княгиня Анна Ногтева, которая была слепой шесть лет; по молитвам преподобного многие исцелялись от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых болезней, выздоравливали душевнобольные.

Во время польско-литовского нашествия 1609 года большое зло причинили русинской земле войска Лысовского, которые наносили особенно беспощадный ущерб, захватывая города и монастыри, которые они полностью опустошали. Когда разбойники уже были в стенах Суздаля, жена преподобного явилась во сне атаману в монашеской одежде с горящими свечами в руках и стала жечь его пламенем. Сильный страх охватил атамана, и вскоре после явления он тяжело заболел: у него отнялась правая рука. Пораженный Божьим гневом, Лисовский немедленно удалился из Суздаля. Жители Суздаля хорошо знали о заступничестве святой за город и монастырь; задолго до этого они почитали преподобную Софию как свою небесную покровительницу.

В ответ на донос суздальского епископа патриарх Иосиф благословил его возложить плащаницу на гробницу преподобной Софии и совершать на ней молебны и панихиды, но не разбирать саму гробницу и не разрывать землю под ней.

Ковчег с мощами преподобной Софии Суздальской в Покровском монастыре в Суздале.

Вскоре епископ Серапион написал посвящение святой Софии Суздальской в связи с ее предстоящей канонизацией. Однако канонизация не произошла быстро. Со второй половины XVII века Русская православная церковь вступила в период тяжелых испытаний. Но святая благодетельница Божия продолжала творить добро для людей. Суздальский летописец XVIII века, священник Покровского собора Анания Федоров, оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, творимых по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современного летописца. Вопрос о прославлении Святой Софии возник на рубеже 19 и 20 веков. В конце XIX века имя святого было включено для почитания в православный церковный календарь на 1893 год и в православный церковный календарь на 1916 год, отредактированный Издательским советом Святейшего Синода.

Читайте также  Моисей и Исход

Нынешнее прославление преподобной Софии Суздальской было подготовлено ее более ранним почитанием. Существует древнее почитание преподобной, подробное жизнеописание и свидетельства о ее посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и ее заслуг в календарь Миньи и Православной Церкви в список местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.

В 1990-х годах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялся осмотр и торжественное открытие для публичного почитания святых мощей святой Софии в Покровском монастыре Суздаля. В это время монастырь Богородицы Рождества Христова получил бесценный дар в виде фрагмента мощей своей святой монахини. Икона преподобной Софии с частью ее святых мощей находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Источники:

1. житие преподобной великой княгини Софьи Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995.

2. любовь и единство. Очерк истории Стараховицкого монастыря Рождества Богородицы. М.: Ставропольский Богородице-Рождественский мужской монастырь; Издательство «Отчий дом», 2009. С. 49-61.

См. также:

Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба. Часть 1.

Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба: путь к святости. Часть 2

Преподобная София Суздальская. Преподобная София Суздальская: путь к святости. Часть 3

Источник: prosto-post.ru

Band Sport