Грех лихоимства, мздоимства и мшелоимства

Предполагается, что современная жизнь в чем-то особенная, и в Библии нет названий прегрешениям современности. Однако это не так. Одним из распространенных грехов современности является старая добрая «жадность» и ее ответвления.

Что такое лихоимство

Само значение слова  на современный лад можно перевести как паразитический образ жизни за счет шантажа других людей. Самой прямой алчностью и синонимом алчности всегда были чиновники и люди у власти. Те, кто мог повлиять на способ решения проблемы своего положения в обществе, всегда пользовались особым «почетом» среди простых людей. Получение взятки во все времена считалось ярким примером лихоимнических действий. Однако человек, дающий ее, также причислялся к нарушителям восьмой библейской заповеди, поэтому также считался алчным человеком. Это простой житейский закон: «Если никто не берет, то и давать некому», что можно трактовать и по-другому, «если не дали, то и не взяли».

Современное общество настолько поглощено ежедневным нарушением восьмого табу Священного Писания, что это уже происходит «автоматически» и как «данность», и все слои общества пропитаны такими нечестивыми делами, с самых низов. Например, чтобы получить любую справку в любом государственном учреждении, для ускорения процесса необходимо дать взятку чиновнику.

Скверноприбытчество

Плохая прибыль — «дурное приобретение», преступная прибыль, прибыль, прибыль дурным, нечестным путем. В это понятие входит любой доход, приносящий людям зло — например, основанный на удовлетворении или возбуждении греховных страстей. Подделывать какие-либо документы или использовать поддельные документы (например, проездные билеты), скупать краденое по дешевке – тоже плохой бизнес. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за ​​должность или плату за предприятие, но своих должностей и дел не выполняют, и таким образом воруют и жалованье или плату, и ту пользу, которую они могли бы дать обществу» или тому, кому надо было работать» (Православный катехизис).

Грязная спекуляция – разновидность страсти к корыстолюбию, в статье о которой описаны причины явления, пагубные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех ее ответвлений.

Мшелоимство

Мшелоимство — страсть к собирательству, получению и накоплению лишних, ненужных вещей, а также взяток, корысть (от мшел — (др рус.) — прибыль, вещь, имущество; а от мшел — корысть).

Мшелоизм – разновидность страсти к сребролюбию, в статье о которой описаны причины ее возникновения, пагубные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех ее ответвлений.

Священник Павел Гумеров:

Страсть к накопительству, скупость – качество, присущее не только богатым. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое ложь?», о котором мы читаем в вечерней исповедной молитве. Мшелоизм – это приобретение ненужных нам вещей, когда они, так сказать, покрыты мхом от долгого хранения и бездействия. Этим грехом могут страдать и очень бедные люди, приобретая и копя посуду, одежду, другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовые и часто забывая, что где лежит.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Старый священник объяснил это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которая хранилась «на черный день», старые ненужные вещи — всякие бессмысленные вещи и деструктивное накопительство в духе Плюшкина. Часто это грех корысти не только для богатых, но и для бедных.

Читайте также  Какой ламинат лучше выбрать учитывая самые важные критерии и различные помещения квартиры или дома

преподобный Лев Оптинский:

«Что касается любви к вещам и озорству (то есть излишествам разных вещей), то эта слабость, по рассуждению святых отцов, горче и жалче сребролюбия».

Святитель Игнатий Брянчанинов:

Новичкам не следует заводить неправильное поведение в клетке, то есть различные элементы вычурности и роскоши. Частный муссонизм привлекает к себе ум и сердце новоприбывшего: таким образом он отвлекает его от Бога. Кроме того, будоражит сон, противостоящий духовному прогрессу.

О пагубности мшелоимства

Лиса. Максим Исповедник:

«кто умом привязан к чему-нибудь земному, тот не любит Бога».

Старец Паисий Святогорец так объясняет, насколько вредно пристрастие к вещам:

«Само по себе сердечное желание не есть зло. Но вещи, даже если они не греховны, заключают в тюрьму часть моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я хочу получить что-то полезное, например книгу, и это полезное захватывает часть моего сердца, то такое желание недоброе. Почему книга должна захватить часть моего сердца? Что лучше желать книги или желать Христа»?

Святитель Тихон Задонский:

«Великое безумие — любить бессмысленное и бесчувственное существо, которого мы не можем любить взаимно. Бессмысленная, бессмысленная, мертвая вещь не может нас любить: не нам подобает любить ее, а только одному Богу, любящему нас, и ближнему нашему по образу своему сотворенному.

… Если кто скажет, что, мол, все твари созданы ради человека, я ему отвечу:

Первый. Таким образом, твари должны служить и работать для человека, а не человек для тварей; тот, кто держится за них сердцем и любовью, служит им.

Второй. Их следует использовать, а не злоупотреблять, использовать умеренно, а не чрезмерно, ради необходимости, а не ради похоти.

Третий. Эти создания — как бы некие следы и свидетельства, по которым мы познаем Творца и приходим к нему: из творения мы знаем Творца и учимся у него и убеждаемся любить, чтить то, что он так чудесно сотворил для нас.

Четвертый. Создан, чтобы служить нам, чтобы мы могли служить Богу; а когда мы не служим Богу, то их служение бесполезно для нас, и потому великая неблагодарность исходит от Бога. Человек, разумный и созданный по образу Божию, есть ближайший слуга Божий, и как посредник между Богом и тварями, пользуясь их служением, он должен благодарить Бога и служить Ему. Так, например, рабы служат своему господину, чтобы он служил монарху и обществу; а если не служит, то их служение, его нерадение, тщетно: так твари служат человеку, чтобы он служил Богу, как разумный, и за всех их благодарил и славил Бога. А когда человек этого не делает, то напрасно пользуется тварями, а потому неблагодарен своему Творцу…».

Иеромонах Серафим (Калугин):

«Необходимо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Так этим словом обозначали сбор монахом в своей келье красивых, ценных предметов, не нужных ему в повседневной жизни, накопительство.
В одной из монашеских грамот сказано: «Монахи не должны вносить в келью лишние вещи, впадать в грех дурного поведения. Лучшим украшением монастырской кельи являются святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келья монаха содержит минимум всего, без чего нельзя обойтись. Келья должна быть красна не вещами, а духом веры и молитвы от монаха, который в ней живет.

Читайте также  Молитва в помощь роженице

Что это за грех скверноприбытчество

«Светских и мирских вещей и имущества в келье быть не должно» (Из устава Свято-Троицкого монастыря).

… А как же быть простым православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по существу ничем не отличается от монастырского. Иноки удаляются в пустыню только для того, чтобы с удобством пройти этот путь, который для всех, и монахов, и мирян, состоит в исполнении заповедей Христовых. Мы, конечно, еще далеки от раздачи и верхней одежды, и последней рубашки, по слову Христа. Однако наша христианская совесть должна подсказывать каждому из нас, если кому-то нужно что-то большее, чем мне, чего мне совсем не нужно, а если ему нужно, то иди с легким сердцем и отдай».

Писание говорит о множестве грехов, присущих человеку. Отцы Церкви, в свою очередь, делили их на грехи к смерти и не к смерти, но ведь каждое дурное дело ведет к ухудшению духовного здоровья христианина. И если он не выпрямит свой путь, то в конце концов приведет к смерти (физической или духовной).

За любой проступок человек будет наказан, если не раскается в нем, и очень важно понимать и различать эти несправедливые действия. Например, получение финансовой выгоды неправильным путем — это грех? Православие называет это похотью и призывает людей к покаянию, но так ли это плохо?

Определение понятий

Есть несколько подобных определений, которые касаются получения прибыли неправильным путем, путем обмана. Хотя это синоним, для него существует несколько разных определений:

Грязная рентабельность — получение прибыли или финансов нехорошим, нечестным путем. Это должно включать в себя любой обвес или измерения, которые сделаны неправильно и являются мистификацией. Это определение подходит и для зарабатывания денег, которое осуществлялось путем разжигания человеческих страстей.

Это может включать:

  • доходы от алкоголя, сигарет, азартных игр, порнографии;
  • подделка документов или их использование;
  • покупка краденого;
  • тунеядство (получение зарплаты за фиктивную должность).

Мшелоимство – это чрезмерное сребролюбие, получение «мшеля» или корысти. Это процесс, посредством которого человек вымогает деньги или другие блага.

Это понятие может включать:

  • шантаж
  • коррупцию
  • бессмысленное накопительство
  • хранение ненужных вещей.

Алчность – это процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получаются физические блага. Это понятие включает в себя:

  • незаконное использование чужого труда;
  • заработок на чужом несчастье;
  • давать деньги в долг под проценты;
  • изнурительная бесплатная или низкооплачиваемая работа.

Сребролюбие имеет и более широкое понятие – это сребролюбие или жадность, т.е чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Апостол Павел часто пишет об этой страсти в своих посланиях к Колоссянам и иудеям.

Православное понимание лихоимства

В православной терминологии это называется лихоимством или желанием заработать на чужих трудностях. Человек, любящий приобретать чужое, не зарабатывая его честно, усердием и усилием к результату, и является нарушением восьмой библейской заповеди.

Еще апостол Павел говорил, что не следует садиться за один стол, чтобы «есть» с жадными. Примечательно, что если пьянице или буйнику прощались его грехи, когда он искренне каялся, то человеку, страдающему греховной страстью, для получения чужого для полного очищения души нужно было не только покаяться и пройти обряд причащения , но и полностью вернуть то, что он получил при жизни обманным путем. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений божьего завета, ибо наживаться на чужих горестях и нищете во все времена было безнравственно и чуждо христианской вере.

Читайте также  Гадание на зеркале Судьбы: «Суженый, сулимый мне судьбой, приди…»

Принято считать, что этому греху подвержены люди, не верящие в Бога и Его милость. Известно, что в сердце истинно верующего христианина нет места страстям и вредным наклонностям и привычкам. Только жадные, завистливые и жадные люди встают на шаткий путь похоти. К действиям, входящим в категорию нарушения восьмой библейской заповеди, относятся:

  • выиграть в любой азартной игре, даже в лотерее,
  • выдавать кредиты под проценты (чем сейчас занимаются финансовые организации и частные конторы),
  • приобретение (покупка) ранее похищенного предмета либо завладение им нечестным (мошенническим) путем,
  • любая форма коммерческой перепродажи (спекуляция),
  • фальсификация документации и ее использование,
  • паразитизм.

Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей в Интернете есть пояснения к слову «шантаж». Виртуальное пространство Википедии характеризует такие действия как щадящий (неагрессивный), но настойчивый процесс собирания и вымогательства чужого имущества, денег или иных материальных вещей, ради которых человек работал.

Наряду с алчностью существует также понятие плохого поведения.

Этот грех означает пристрастие к покупке все новых и новых вещей или определенных товаров, в которых человек не нуждается, а приобретает из жадности.

Если разобрать слово «мшелоимство» на составные части, то получится из древнерусского языка «мшел», что означает вещь, и «мшело», что означает быть покрытым мхом.

Отсюда буквально образовалось, что грех брать деньги – это накопление вещей, которые уже «покрыты мхом», но хранятся, а не выбрасываются. Примечательно, что прослеживается своеобразная связь между желанием и озорством, человек, который получает все больше и больше денег, покупает все больше и больше ненужных ему вещей для демонстрации своего статуса.

Однако лекарство от этой «болезни» есть. Чтобы избавиться от ненужных «мшелей», необходимо ежемесячно проводить ревизии жилых помещений и просто выбрасывать ненужные вещи или отдавать тому, кто в них действительно нуждается.

Различия между мздоимством и лихоимством

В чем разница между терминами жадность и взяточничество? Эти понятия являются синонимами, но между ними можно найти серьезную разницу. Чтобы найти его, просто посмотрите на начало каждого слова:

  • «взятка» — выплата лицу, занимающему определенную должность, за его работу или получение от него определенных благ;
  • «лихо» — страстное желание кого-нибудь надуть или заработать на чужом горе.

Принципиальное отличие этих понятий заключается в нравственном поведении человека. Если в первом случае дается оплата за выполнение определенных услуг, то это простая жадность. А вот второе понятие подразумевает отсутствие у человека любви и сострадания к несчастному, это лишь желание поживиться на своем несчастье. Нет христианских и нравственных качеств.

Если первый акт нарушает 10 заповедей Ветхого Завета, то второй уровень — главные заповеди, которые дал Христос: любить Господа и ближнего. Несмотря на то, что корыстолюбие представляется более серьезным преступлением, давать/получать взятки нельзя, так как это только разжигает жадность.

Источник: prosto-post.ru

Band Sport