Крестопоклонная неделя

Третье воскресенье Великого поста называется Крестовоздвиженской неделей. Название происходит от того, что в субботу вечером по особому чину совершается возлияние святого и животворящего креста Господня, ставшего для нас «древом жизни» и открывшего вход в благословенное небесное отечество, утраченное первочеловеком. Когда мы вспоминаем о крестных страданиях, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы сами должны укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой пост.

История установления Крестопоклонной недели

«В этот же день, на третьей неделе Великого поста, совершаем поклонение честному и животворящему кресту, ради вины. Ведь за сорокадневный пост мы как-то распинаемся, убиваем от страстей, но чувство имамской скорби обескураживает и падает. Крест честный и животворящий возносится, как бы упирает и утверждает нас, вспоминая страсти и утешения Господа нашего Иисуса Христа. Если наш Бог распят за нас, то сколько мы должны Ему за работу.

… Яко длинная и острая тропа, проходящая мимо, и отягченная трудами, если где древо благословенное и лиственное, мало отдыхают, так и ныне в Великий пост и скорбный путь и подвиг, насажденный среди Божья середина. -несущий отче, крест животворящий, ослаблю и дарую нам мир, но пригодный и легкий для подготовительного труда подвизавшихся, заказавших.
… Пред горькою весною яко святая двухнедельница ради покаяния и существует для нас от поста скорби и скорби. Как будто божественный Моисей в эту среду насадил древо и подсластил его, то и Бог, проведя нас через умное Красное море и Фараона, радуется скорби и печали с животворящим крестом, даже от сорокадневного поста. И утеши нас, яко бы в пустыне, доколе не восстанет с воскресением своим умный Иерусалим» (Постная Триодь, синоксарь на Крестовую Неделю).

В Евангелиях мало подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Стяжание Креста Господня произошло в 326 году, когда его обрела святая царица Елена во время паломничества в Иерусалим:

..божественный Константин послал блаженную Елену с сокровищами найти животворящий крест Господень. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с должной честью и вместе с нею искал вожделенное живоносное древо, в молчании и усердной молитве и посте. («Хроника» Феофана, год 5817 (324/325))

Историю обретения креста Господня описывают многие писатели того времени: Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), Руфин (345-410), Сократ Схоластик (ок. 380-440), Феодорит Кирский (ок. 386-457 гг.), Сульпиций Север (ок. 363-410 гг.), Созомен (ок. 400-450 гг.).

Обретение Животворящего креста Елены в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 г

Впервые в сохранившихся текстах подробная история приобретения креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на смерть Феодосия» он рассказывает, как императрица Елена приказала раскопать Голгофу и нашла там три креста . Согласно надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский», она нашла истинный крест и поклонилась ему. Она также нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногочисленные указания историков, ближайших к поискам по времени, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, а не в самой гробнице. Не исключено, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть закопаны недалеко от места распятия. В своем труде Созомен выдвигает следующее предположение о возможной судьбе креста после того, как с него было снято тело Иисуса Христа:

Солдаты, как гласит история, сначала нашли Иисуса Христа мертвым на кресте, а сняв его, отдали на погребение; затем, желая ускорить смерть разбойников, распятых по обе стороны от него, ломали ножки, а сами кресты бросали один за другим, как попало.

Евсевий Кесарийский описывает это место следующим образом:

Эту спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы задумали скрыть от глаз людей, с безумным намерением скрыть через нее правду. Потратив много труда, они принесли землю из одного места и засыпали ею все место. Затем, подняв курган на определенную высоту, вымостили его камнем и под этим высоким курганом спрятали божественную пещеру. Совершив такую ​​работу, им оставалось только приготовить странную, настоящую могилу душ на поверхности земли, и они построили мрачную обитель для мертвых идолов, пристанище для демона похоти Афродиты, где приносились ненавистные жертвы на нечистые и уродливые жертвенники. (Евсевий Кесарийский, Житие Константина. III, 36)

Место обретения креста – в приделе Крестовоздвиженского храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Участок отмечен красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон окружена металлическим забором, а крест здесь сохранился впервые. 22 металлические лестницы ведут к часовне Распятия из подземной Армянской церкви Святой Елены, это самая нижняя и восточная точка Храма Гроба Господня — на два этажа ниже основного уровня. В проходе Обретения Креста, под потолком у спуска, есть окно, отмечающее место, где Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала деньги для поощрения работающих. Это окно соединяет часовню с алтарем церкви Святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила животворящий крест на две части: одну она поместила в серебряный свод и поставила в Иерусалиме, а другую отправила своему сыну Константину, который поместил его в свою статую, установленную на колонне в центре площади Константина. Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Часть креста, оставшаяся в Иерусалиме, долгое время находилась там, и верующие поклонялись честному дереву. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Оккупанты вывезли древесину животворящего креста, хранившуюся в городе с тех пор, как ее приобрела равноапостольная Елена. Война продолжалась еще много лет. После объединения с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Только заступничество Пресвятой Богородицы спасло византийскую столицу. Персы потерпели поражение. Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор день этого радостного события отмечается ежегодно.

Читайте также  Создаем сад на небольшой территории

В то время порядок великопостных служб еще не был окончательно установлен, и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, приходившихся на будни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгости поста в будние дни. То же самое произошло и с праздником Животворящего Креста. Было решено праздновать его в третье воскресенье Великого поста. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, крещение которых намечалось на Пасху. Обучение в вере считалось правильным начинать с поклонения кресту Господню. Эта традиция продолжалась до 13 века, когда Иерусалим был завоеван крестоносцами. С тех пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. В некоторых реликвиях встречаются только отдельные частицы креста.

Богослужение в Крестопоклонную неделю. Тропарь, кондак и канон

На утрени в Крестную неделю, после великого славословия, священник вынимает крест из алтаря. При пении тропаря «Спаси 22 гД и людей твоих…» Крест опирается на амвон в центре храма. «Кресту Твоему поклоняемся, владыко…», — возглашает священник, кланяясь в землю. После священнослужителей попарно подходят к кафедре, и все молящиеся, сначала мужчины, потом женщины, кланяются и целуют крест, а хор поет особую стихиру, посвященную искупительным страданиям Христа Спасителя.

Радуйс животворящие цветы, храмы красные рай2, древо нетленное, наслаждение даровавшее нам вечную славу и 4 четных бесов тгонсуць полцы2, и 3 льстивых веселых чинов, и 3 совокупных 1ніз верных празднуют оружие непобедимое, подтверждение нетленное црє1мъ победа, sхъ ros2 hrt0 du nhne strti, и 3 ждет нас, чтобы достичь, и 3 великая тьма. (Постная триодия, стихиры Страстной седмицы)

Подобным образом возношение Креста Господня совершается еще два раза в году — в первый день Успенского поста (14 августа по новому стилю), когда «Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня» Господу» празднуется, а в двенадцатый праздник честного креста (27 сентября по новому стилю) также понедельник, среда и пятница, особый ритуал во время чтения часов.

Тропарь, глас 1.

Спаси22 свой народ и своих, и3 благослови2 свое достоинство, подари победы мощи русских на сопротивлении, и3 спаси свое до крт0 миллионов человек.

Контакт, тон 7.

Никто другой, пламенный дух, держит врата демонов, так что найди лучезарную интуицию, древо смерти, смертоносное жало, и уничтожь 3-летнюю победу, пришедшую более пакеты в рай.

Народные традиции Крестопоклонной недели

На Руси в среду на пасхальной неделе было принято во всех крестьянских домах печь кресты из пресного пшеничного теста по числу членов семьи. В крестах пекли либо куриное перо, «чтобы цыплят водили», либо ржаное зерно, «чтобы хлеб родился», либо, наконец, человеческий волос, «чтобы голова была светлее». Счастливчиком считался тот, кто наткнулся на перекресток с одним из таких объектов.

В среду крестоносной недели «разговлялся пост», и маленькие дети шли под окна, чтобы поздравить хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравлений выражался в весьма оригинальной форме: поздравляющих детей подсаживали, как цыплят, под большую корзину, из которой они тонкими голосами пели: «Здравствуй, хозяин красное солнышко, здравствуй, Хозяйка — светлая луна, здравствуй, яркие детские звезды!… Половина дерьма порвалась, а другая нагнулась. Было принято обливать простых поздравительных детей водой, а потом, в награду за страх, они пострадали, им дали кресты из теста.

Иконография Крестопоклонной недели

Как обычно, на кресте изображен распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображена стопа, на верхней части креста табличка с начертанием первых букв надписи Пилата «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (ИНЦ.I) или надпись «Иисус Христос». На больших храмовых изображениях распятия по обеим сторонам креста изображены Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, который по Евангелию стоял у самого креста во время казни. На иконе «Поклонение Кресту» изображен крест, окруженный небесными силами.

Поклонение Кресту. Двусторонний значок дистанционного управления. Оборотная сторона иконы — «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина 12 века.

Резная деревянная икона Голгофский крест. Выг, конец 18 века.

Подтверждение креста (перед распятием Христа). Около 1497, Ростовское училище от Успенского собора до Кирилло-Белозерского монастыря

Распятие старообрядческого киота с избранными праздниками

Икона Распятия с грядущим. Новгород, 16 век

Современное иконопоклонничество кресту

Формованный крест. Бронза, эмаль

Формованный крест. Бронза, 19 век

Церкви, посвященные Кресту Господню

В Иерусалиме на месте, где, по преданию, рос крест, был основан монастырь. Крестовоздвиженский монастырь и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. По одной из легенд время основания монастыря относится к периоду правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть 4 век н.э.. По другой легенде монастырь был основан в 5 веке н.э век. И это событие связано с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, царь Иберии (Грузия), совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий дал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьей легенде, монастырь был построен во время правления императора Ираклия (610-641). Вернувшись победителем из персидского похода, Ираклий расположился лагерем на том месте, где сейчас стоит монастырь. Это место почиталось из-за того, что там росло крестовое дерево — дерево, из которого был сделан крест Христов. Сам Святой Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был воздвигнут на Голгофе. Ираклий также приказал построить на выбранном месте монастырь.

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

В городе Апаран Арагацотнской области Армении находится храм Святого Креста. Он был построен в конце 4 века. В 1877 году храм был восстановлен. Принадлежит Армянской Апостольской церкви

Церковь Святого Креста в Апаране, Армения

Также на острове Ахтамар (Турция) находится раннесредневековый армянский монастырь Святого Креста. Построен в 915-921 гг.

Крестовоздвиженский монастырь на острове Ахтамар (Турция)

Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную

Крест Господень есть знамение победы над смертью и силами адскими, царственное знамя Бога Христова, предшествующее Его славному явлению во Святом Воскресении, как сказано в Синоксаре Крестной недели. Крест есть наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и собственными душевными и телесными страстями и пороками; в нем мы находим истинную духовную силу и мощь, стремясь следовать за нашим Спасителем. В честь креста и страданий Господних мы проливаем грустные и радостные слезы одновременно, в надежде на наше внутреннее обновление и воскресение, которое было бы невозможно без великой святой жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофа.

Если Сам безгрешный Господь столько претерпел и страдал в Своей чистейшей плоти ради нашего спасения, то тем более должны мы, грешные люди, оскверненные страстями и пороками, страдать и терпеть смиренные плотские прихоти и похоти ради очищения и просветление бессмертной души.

Христианская религия есть «религия распятия», как говорит апостол Павел: «Ради Христа вам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22). Нести свой крест, т.е распинать телесные похоти и желания, есть узкий и узкий путь ко спасению для каждого христианина. Поклоняясь святому кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:2), мы ободряемся духом и ободряемся для достижения для того, чтобы отвергнуть самомнение и гордыню и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания. На то, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, указывают и многие поучительные учения, наставляющие нас на путь добродетели и совершенства.

«…Без страданий и страданий невозможно никому спастись, душа моя. Что я скажу вам о самом Творце неба и земли, всего творения, видимого и невидимого?! Желая спасти род человеческий от рабства дьяволу и темниц ада, спасти прародителя нашего Адама от проклятия и преступления, Бог стал человеком, воплотившимся от Святого Духа. Отец послал Своего Сына, Слово, к Пресвятой Деве и родился без мужского семени. И невидимое стало видимым. И жил среди людей. И принял от смертного человека позор, позор, плевки и побои в чистейшее лицо. И его распяли на кресте и били палкой по голове, и, отведав уксуса и желчи, пронзили его копьем в ребра и убили и положили во гроб. И воскрес в третий день силой Своей. О, великое чудо, удивительное и для ангела, и для людей: хотел умереть бессмертный, и не хотел видеть, как творение рук его мучается от насилия дьявола в темнице адской!
о, ваша предельная кротость и неизреченная человеколюбие к нашей нищете и сиротству! О, ужасное и чудное зрелище Твоего долготерпения, Господи! Душа моя в ужасе, и великий страх овладевает мною, и дрожат кости мои, когда я говорю об этом. Творец всего невидимого и видимого творения — но от Своего творения Он хотел пострадать, от тленного человека! И ужасаются пред Ним ангелы, и все силы небесные славят своего Творца непрестанно, и вся тварь поет и служит со страхом, а демоны трепещут. И потому он все это терпит и страдает: не от слабости, не от покорности, но по воле своей, нашей ради спасения, и показывает нам пример смирения и страдания во всем, чтобы и они страдали, как и он страдал , о ком душа моя слышала» («Цветник» иеромонаха Дорофея).

На воскресной литургии в неделю крестопоклонства читается Евангелие от Марка (начало 37), где Господь говорит о пути самоотречения для вечного спасения души. Блаженный Феофилакт из Болгарии глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого Евангелия Церкви.

И он созвал народ вместе с учениками своими и сказал им: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо тот, кто спасет свою душу, потеряет ее; но кто потеряет свою душу ради Мэг и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою повредит? (Марка 8:34–37)

Евангелист Марк. Характеристики королевских дверей

Поскольку Петр упрекнул Христа, желавшего отдать себя на распятие, Христос призывает народ и говорит во всеуслышание, обращаясь с речью главным образом к Петру: «То, что Я несу крест, вы не одобряете, но говорю вам, что ни ты, ни кто другой не спасешься, если не умрешь за добродетель и истину». Заметьте, Господь не сказал: «Кто не хочет умереть, тот умрет», но кто умирает. Я никого не принуждаю. Я призываю не ко злу, а к добру, и потому кто не хочет, не достоин этого. Что значит отвергнуть себя? Мы поймем это, когда узнаем, что значит отвергнуть другого. Кто отвергнет другого, будь то отец, брат или кто-либо из домашних, хотя бы и видел, как он был Убитого или убитого, не внимай и не сочувствуй, ибо сделался чужим Ему. Так Господь повелевает нам ради Него презирать тело наше и не щадить его, хотя бы и били или насмехались над нами. Возьми крест свой, то есть сказано, то есть смерть позорная, ибо крест тогда почитался как орудие позорной казни.А так как многие разбойники были также распяты, то прибавляет, что при распятии должны быть и другие добродетели, ибо это означается с слова: и следуй за Мною.Так как заповедь убить себя показалась бы тяжелой и жестокой, то Господь говорит, что, напротив, это горе очень человеколюбивый, ибо теряющий, то есть погубивший свою душу, но ради Меня, а не как вор казненный или самоубийца (в этом случае смерть не будет ради Меня), тот, говорит, спасет — он найдет свою душу, а тот, кто думает спасти свою душу, погубит ее, если не устоит под мучениями. Не говори Мне, что это последнее спасет ему жизнь, ибо даже если он завоюет весь мир, все бесполезно. Спасение нельзя купить ни за какое богатство. Иначе: тот, кто завоевал весь мир, но погубил свою душу, отдал бы все, когда сгорел в пламени, и таким образом был искуплен. Но такое искупление там невозможно. Здесь затыкаются уста тех, кто, согласно Оригену, говорит, что состояние душ изменится к лучшему после того, как они будут наказаны по отношению к своим грехам. Да, они слышат, что нельзя давать выкуп за душу и страдать только по мере необходимости, как для удовлетворения за грехи.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем неверном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Марка 8:38)

Одной внутренней веры недостаточно: требуется еще исповедание уст. Ибо как человек двояк, так и освящение должно быть двояким, то есть освящение души верой и освящение тела исповеданием. Так кто же постыдится исповедать распятого своим Богом, тот постыдится и, признав его недостойным слугой себе, когда придет уже не в смиренном виде, не в уничижении, как явился здесь прежде и за то, некоторые стыдятся его, но во славе и с сонмом ангельским» (Блаженный Феофилакт из Болгарии, Толкование на Евангелие от Марка, гл. 8, 34-38).

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия (1 Кор. 1:18).

Современному человеку может показаться трудным и странным слушать назидания о воздержании и «подчинении плоти духу», о различных самоограничениях и даже о некотором (но умеренном и разумном) истощении плоти. Святые отцы указывают, что корень такого мнения и рассуждения лежит в нашей кротости и жалости к себе, в излюбленных привычках, когда церковный завет устанавливает четкие границы и нормы поведения в жизни христианина, и во внутреннем тлене» Я, согласно плотской мудрости, начинаю протестовать и спрашивать «почему?!»

То есть к чему пост, утомление, долгое правило молитвы? Нет ли здесь некоего показного обрядового действия, так называемой «обрядовой веры», имеющей четко выраженную внешнюю форму и лишенной какого-либо внутреннего духовного содержания? Но так могут говорить и думать только люди невежественные, которые сами еще не вкусили именно той духовной, тихой радости, которая дается нам после испытаний, после скорбей и дел, просвещающих очи сердечные к чистой и сосредоточенной молитве. Когда мы преклоняемся перед землей, мы исповедуем свое грехопадение и смирение перед Богом, сознание своего недостоинства, мы помним, что мы сами прах и в прах возвратимся. И когда мы встаем от утомления, то как бы в то же время поднимаемся душой к лучшей и новой жизни, которую находим в соблюдении христианских заповедей. То, что трудно объяснить словами, человек сам легко понимает, когда усваивает соответствующий жизненный опыт.

Крест и воскресение Спасителя открывают нам высшие небесные тайны, непостижимые всякой ученой философии, ибо учат не земным наукам, а истинному пути добродетели, который один ведет в вечное небесное отечество. Потому что, как говорят святые отцы: «Много так называемых премудростей на земле, но все на земле останется. Глубже всего мудрость — спасти душу, потому что она возносит душу на небо в небесное царство и ставит ее перед Богом» («Цветник» святого монаха Дорофея). Сила и мудрость христианства – это крест Господень, поклоняясь которому мы надеемся достичь дня Пасхи, где мы обретем достойную награду за подвижнический труд и перенесенные тяготы.

Источник: prosto-post.ru

Читайте также  Между ооо селянка и колхозом победа
Band Sport