Лествица Великого поста

Великий пост — самый древний и самый продолжительный из всех постов в Православной Церкви. Его часто называют «духовной весной». В этот период следует отказаться от мирских забот, чтобы как можно больше времени посвятить углубленной работе с собой, укреплению моральных сил и воли.

Мы предлагаем читателям день за днём пройти Святую Фортекосту, Страстную седмицу — шаг за шагом через скорбь стоя у креста на встречу с воскресшим животворящим Христом.

Призваны все

Святая Церковь установила три подготовительные седмицы (временной интервал в семь дней) и четыре седмицы (в переводе с церковнославянского означает «воскресенье»).

В течение первой седмицы читается отрывок из Священного Евангелия о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), который напоминает верующим об опасностях превозносить себя над невоцерковленными сородичами, а последние, в свою очередь, , о возможности искать Господа с чувством покаяния. Обещание, что все обращающиеся к Богу будут приняты и вознаграждены Им, дается на второй неделе, когда читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Судьба пренебрегающих Господом и честь, предназначенная верным Ему, составляет содержание евангельского чтения в последнюю судную неделю: Сам Господь говорит о том, как Он будет судить все народы (Мф. 25:11). 31-46). Единственный способ избежать суда, быть одесную Господа – это исполнение Его заповеди: «Не судите, да не судимы будете» (Луки 6:37). Ей посвящена последняя неделя – Прощеное воскресенье. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, — сказал Господь в Нагорной проповеди, — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). По традиции, в этот день, который сейчас приходится на 6 марта, все просят друг у друга прощения и с чистой совестью входят в дни Великого поста.

Притча о мытаре и фарисее

История установления Великого поста

Правила, традиции и сроки Великого поста формировались на протяжении нескольких столетий. Уже во II-III веках в ночь на Пасху устраивался пост в память о страстях Христовых, который заканчивался на рассвете перед таинством Тайной вечери. Этот пасхальный пост считается предшественником великого поста. Он может длиться от 40 часов до семи дней. Во время 40-часового поста первые христиане полностью воздерживались от пищи. Позднее, во второй половине III и IV веков, появляются упоминания о сорокадневном посте. Возможно, первоначально он не был связан с Пасхой, а сохранялся после Богоявления как воспоминание о сорокадневном посту Спасителя в пустыне, и лишь впоследствии стал предпасхальным постом. Еще одним предшественником великого поста является пост перед крещением. После II века традиция креститься в пасхальную ночь получает широкое распространение. Пост был обязательной частью подготовки к таинству. Вероятно, со временем Великий пост перед Крещением и Великий пост перед Пасхой слились в один.

Святитель Афанасий Великий (ок. 298-373) во Втором Пасхальном послании конкретно называет сорокадневный пост постом перед пасхальным праздником. В него святитель включал и Страстную неделю, поэтому Великий пост, по его мнению, начинался за 6 недель до Пасхи. Он также исключил из общего числа дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста составило сорок.

Читайте также  Гостиница Sheraton Khalidiya Hotel 4* в Абу-Даби

Широкое внедрение поста в христианской церкви произошло в конце 4 — начале 5 века. Тем не менее, количество дней поста не было одинаковым для жителей разных регионов, и традиция поста тоже была разной. 69-е Апостольское правило провозгласило последнее обязательное соблюдение поста всеми христианами:

«Если кто епископ, или священник, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святые сорок дней / сорок дней / пред Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме помеха от телесной немощи: да будет извержен. А если мирянин, да будет отлучен».

Отличный пост

Постное время светло начнем!

В первых псалмах Великого поста всех призывают очищать не только плоть, вкушать пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаться от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать. Почаще ходите в эти дни в церковь и укрепляйтесь в молитве.

«Не дай мне духа праздности, уныния, высокомерия и пустословия! — преклоняют колени перед подвижником, — Дай рабу твоему Духа целомудрия, смирения, терпения и любви! Да, Господи царь, дай мне увидеть грехи мои и не осудить брата моего».

Великий пост есть время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, обретения легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати.

Православные христиане во время Великого поста следуют уставу на трапезу, составленному святыми отцами. Первая, четвертая и последняя, ​​страстные, недели голодания характеризуются особой строгостью пищевого воздержания. Однако вы должны посоветоваться со священником о том, сколько у вас воздержания и обязательно взять благословение на пост.

Великий пост состоит из Великого поста (который длится 40 дней) и Страстной недели. Сорок дней отмечают сорок дней поста Иисуса Христа в пустыне, а Страстная неделя установлена ​​как воспоминание последних дней жизни, страданий, смерти на кресте и погребения Спасителя. Каждая неделя имеет определенное значение и символику.

Великопостный устав жизни

В будни Великого поста в храмах служится литургия на освященные дары – верующие принимают участие в святых дарах, освященных ранее на литургии святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Во время Великого поста в России и во всех православных странах жизнь людей резко менялась: прекращались увеселения и торговля мясом, закрывались магазины, театры и бани. В первые семь дней Великого поста и во время Страстной недели в учебных заведениях отменялись занятия, временно закрывались все государственные учреждения. Таким образом, у верующих высвободилось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Даже сегодня верующие стараются взять хотя бы один отпуск на Страстной неделе, чтобы вместе с Господом подняться на духовную вершину года и всей своей жизни.

Первая седмица Великого поста

Богослужения в первую неделю различаются по продолжительности, они сразу вводят нас в особое состояние духовной бодрости, настраивают на молитву и освобождают от суетных мыслей и дел. Что касается еды, то мы постимся максимально строго. Первые четыре дня в храмах по вечерам читается покаянный канон св. Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя, как худшего из людей, как святые отцы, знавшие тайну смирения, называют его великим каноником, проповедующим покаяние.

На пятый день Великого поста, в память чуда Феодора Тирона, предохранившего христиан от осквернения нечистой пищей, освящается коливо — особое блюдо из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой некогда накормил всех христиан в Константинополе.

Читайте также  Виды ведьм: обычная и погостная, в чем разница. Из черной ведьмы в белую: возможно ли магическое “перерождение”?

Первая неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборчеством и прочими ересями, сеемыми диаволом, чтобы отвратить души от спасения.

Вторая седмица

В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность. Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них.

Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля.

Третья седмица

Третье воскресенье Великого поста – Крестопоклонение. В субботу, во время всенощного бдения, в честь верующих выносится Крестовоздвиженский, которые остаются в храме до следующей пятницы. Святая Церковь призывает нас преклониться перед крестом посреди Великого поста, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который претерпел крестные муки, чтобы искупить нас от грехов, вдохновил нас быть учениками Христовыми:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Марка 8:34).

Четвертая седмица

Как и предыдущая, эта неделя называется Крестопоклонной.

Четвертая неделя Великого поста – память святителя Иоанна Лествичника. В этот день в храме поминают великого подвижника, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника. Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол.

Вкусная символика

В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам.

Пятая седмица

7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию.

Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской. В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам.

Шестая седмица

Шестая неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие люди встретили Его с радостью. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господа, царь Израильский!» Они приняли Его как Мессию. Сейчас в память об этих событиях в церквях принято освящать веточки вербы, поэтому день еще называют «Вербным воскресеньем».

Именно здесь заканчиваются Святые сорок дней и наступает время Страстной седмицы – великих и страшных евангельских событий – искупительных страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Страстная Седмица

В последнюю, строжайшую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его крестные страдания, смерть за нас и за наше спасение, погребение. По величию пережитых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы называется великим. И день за днем ​​следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную.

Читайте также  Какие способы оплаты доступны в ОАЭ для туристов

В первые дни Страстной недели все христиане стараются покаяться в своих грехах и готовятся ко Святому Причащению в Великий Четверг.

 Великий Понедельник.

В этот день мы вспоминаем, как иссушил Господь бесплодную смоковницу. Это чудо является символом уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения предков Адама и Евы являются все люди.

 Великий Вторник.

Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, который осуждает книжников и фарисеев, приводя рассказанные им притчи о талантах, о десяти девах, о последнем суде. Еще одна возможность задуматься и переоценить свою жизнь: как мы справляемся с талантами, данными нам Господом, полны ли души наши елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к ближним.

 Великая Среда.

Мы отмечаем этот день постом по средам в течение всего года. Вспоминая великое падение, когда один из близких учеников Господа, Иуда Искариот, предал Спасителя и сам избрал судьбу «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом облачается». Но и память о великом милосердии Божием, по которому блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «явилась целомудренной».

После литургии прекращаются поклоны до земли и всякое коленопреклонение в храме (кроме поклонения Плащанице).

Великий Четверток.

Воспоминание о последней трапезе.

Именно в этот день Господь, накануне своего распятия, установил спасительное для нас таинство Вечери Господней. Все православные христиане в этот день стараются причаститься святых Христовых Таин. «Твой тайный ужин сегодня…», — все стремятся быть в числе верных Господу апостолов: «Я не буду целовать тебя, как Иуда…»

В этот же день церковь вспоминает, как Христос был предан поздней ночью в Гефсимании от рук грешников. На вечерней службе единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, о неправедном суде над ним, о пути его на Голгофу и о распятии.

Во время чтения Евангелия все держат горящие свечи в знак духовной бодрости, а после службы забирают горящие свечи с собой домой.

Великий Пяток.

В память Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня верующие смотрят на распятие Господа и Спасителя Иисуса Христа, стоят с Богоматерью и богословом Иоанном у креста. Литургии в этот печальный день нет, утром совершается отпевание великих пяточных часов, затем во второй половине дня — снятие святой плащаницы, пение «Плача Пресвятой Богородицы». Снятие Господа со креста и помещение Его всесвятого тела во гроб.

Великая Суббота.

Святая Церковь воспевает погребение Спасителя и пребывание его во гробе с телом, сошествие во ад с душой и разрушение царства зла, освобождение душ праведных. Торжественная процессия верующих с зажженными свечами, медленно вслед за священниками, несущими Евангелие и плащаницу, обходит храм: «Святый Боже…» Мир затаился в ожидании грядущего воскресения. О нем в храме читали древние пророчества. Перед чтением Евангелия священнослужители переодевались в легкие одежды. Горе светло, оно уже пронизано лучами пасхального света… И вот, в полной тишине ночи слышно: «Христос воскресе!»

Источник: prosto-post.ru

Band Sport