Отказ от заявки на перевозку груза

Каждая организация, специализирующаяся на перевозке различных грузов, борется за каждого клиента. Им предлагаются различные услуги по доставке самых различных грузов, какие бы трудности ни возникали при их транспортировке. Но бывают ситуации, когда фирма-перевозчик отказывается транспортировать груз.

Для такого отказа есть несколько оснований, которые дают право организации это сделать.

Транспортная компания может отказаться от дальнейшей перевозки груза ввиду форс-мажорных обстоятельств. Эти обстоятельства включают в себя разнообразные стихийные бедствия, катастрофы техногенного характера либо из-за того, что попросту нет доступного пути, по которому можно доставить груз в место назначения.

Все выше названное относится к ситуациям, на которые не может повлиять ни заказчик перевозки, ни сам перевозчик. Но есть еще несколько причин, позволяющие законно отказаться от транспортирования. Причем их можно исправить либо ликвидировать.

Ситуации, при которых компания-перевозчик вправе отказаться от автомобильной перевозки:

  1. Подготовленный к перевозке груз не прописан в товарно-транспортной накладной (ТТН).
  2. Еще одной причиной для отказа в транспортировании груза могут стать неправильно оформленные сопроводительные документы или их отсутствие.
  3. Упаковка груза и содержимое не соответствуют друг другу. Это может быть, к примеру, ситуация, когда особо опасный, ценный или хрупкий груз неправильно упакован.
  4. Превышение тоннажа машины, если рассматривать автомобильные грузоперевозки. К примеру, в договоре, исходя из характеристик и массы груза, была прописана подходящая машина, а фактически масса груза, предоставленного для перевозки, больше, чем грузоподъемность машины.
  5. Грузоперевозчик может отказаться от транспортирования груза, состоящего из запрещенных препаратов (наркотики и их модификации, оружие и вещества, которые могут взорваться).

В том случае, когда клиент не намерен исправлять выявленные нарушения, доставка переходит в разряд несостоявшейся. А заказчик обязан будет оплатить транспортной компании неустойку, равную сумме транспортных расходов, появившихся в результате приезда транспорта фирмы в пункт его загрузки.

То есть это фактические затраты, рассчитанные на основе пробега машины от адреса компании-перевозчика до пункта предполагаемой загрузки автомобиля. Клиент обязан оплатить дорогу в обе стороны.

Во избежание каких-либо разногласий нужно на этапе переговоров обсудить с менеджером логистической компании все моменты, касающиеся будущей перевозки груза. Это поможет свести к минимуму все возможные неувязки.

Перевозчик вправе отказать в согласовании заявки по следующим основаниям:

  • • введение прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств;
  • • отказ владельца инфраструктуры в согласовании заявки;
  • • обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
  • • иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами.

При наличии указанных оснований перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа.

Владелец инфраструктуры вправе отказать в согласовании заявки по следующим основаниям:

  • • отсутствие договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры с данным перевозчиком:
  • • отказ организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;
  • • отказ железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;
  • • отказ других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;
  • • введение прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств;
  • • обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки:
  • • иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами.

При наличии указанных оснований владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки.

В случае отказа в согласовании заявка возвращается перевозчиком грузоотправителю (организации, осуществляющей перевалку грузов) с обоснованием причин отказа.

Читайте также  Молитвы апостолу Андрею Первозванному

Читайте также  Какого числа будет пенсия в ноябре

Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке.

Принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом"

Указанное Постановление было принято в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Пункты 3 и 4 новых Правил устанавливают тот факт, что перевозка опасных грузов транспортными средствами должна осуществляться только в соответствии с требованиями, которые установлены приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее ДОПОГ) и новыми Правилами. Отдельно отмечено, что скоропортящиеся грузы необходимо перевозить в соответствии с требованиями, указанными в Соглашении о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктах и о специальных средствах передвижения, которые предназначены для этого (далее СПС). Соглашение было подписано в Женеве 01.09.1970. Кроме того, в отношении скоропортящихся продуктов применяются также положения новых Правил.

Кроме того, стало известно о прекращении действия Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" с 25.04.2012 года. Уже 25.07.2011 года вступят в силу другие положения Новых Правил.

Договор перевозки груза

Новые Правила устанавливают, что заключение договора перевозки грузов может быть заключен при принятии перевозчиком заказа к исполнению. Если же в отношениях фигурирует договор об организации перевозки груза, то перевозчику просто необходимо принять соответствующую заявку от грузоотправителя, что подтверждается положениями пункта 6 новых Правил. Заключение договора можно подтвердить оформлением транспортной накладной. Она составляется грузоотправителем.

В новых Правилах такие договора получили название договоров об организации перевозки грузов, что соответствует положениям статьи 791 ГК РФ. В процессе сотрудничества с грузоотправителем перевозчик рассматривает заявку (или заказ) в течение трех дней. После этого он принимает решение о принятии или непринятии ее к исполнению. Если перевозчик отвечает на заявку отказом, то это его решение должно быть обосновано в письменном виде. Если же перевозчик отвечает на заявку своим согласием, то перед заключением договора перевозки груза по просьбе грузоотправителя он должен ознакомить его с прейскурантом определения стоимости перевозки. Что касается условий перевозки, то по умолчанию для их определения используются положения новых Правил и Устава. В результате, общая объявленная ценность груза, подлежащего перевозке, не должна превысить его действительную стоимость.

Договор фрахтования транспортного средства

Одним из видов договора перевозки груза выступает договор фрахтования средства передвижения для перевозки грузов. Его оформление производится в соответствии с заказом-нарядом, полученным от фрахтователя (грузоотправителя). В статье 18 Устава указано, что заключение договора фрахтования происходит в следующих случаях:
– перевозка груза осуществляется в сопровождении представителя грузовладельца;
– осуществляется перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения ценностей материально-товарного типа.

В пункте 14 новых Правил указано, что фрахтовщику необходимо рассмотреть заказ-наряд в течение трех дней точно так же, как и заявку на перевозку груза. В случае непринятия заказа-наряда, об этом необходимо письменно уведомить грузоотправителя.

Составление заказа-наряда осуществляется в трех экземплярах, каждый из которых должен представлять собой только оригинал. Их подписание осуществляется со стороны фрахтовщика и фрахтователя. Если они выступают в статусе юридических лиц, то заказ-наряд заверяется печатями. После этого один экземпляр заказа-наряда находится у фрахтователя, а два других получает фрахтовщик, поскольку один из документов будет вручен водителю, осуществляющему перевозку. Впоследствии один из заказов-нарядов прикладывают к счету за фрахтование средства передвижения для перевозки грузов и направляют фрахтователю. Как и для транспортной накладной, в отношении заказа-наряда также устанавливается правило, в соответствии с которым количество экземпляров документов должно соответствовать количеству средств передвижения, при помощи которых осуществляется перевозка груза (в соответствии с пунктом 20 новых Правил).

Читайте также  Отделочные материалы для ванной комнаты

Читайте также  Задачи по мчп с решением бесплатно

Таким образом, можно сказать, что перевозка груза, в отношении которого не производится учет движения товарно-материальных ценностей (например, мусор, снег, шлак, грунт) в рамках заказа-наряда является новым законодательным положением, применяемым в сфере транспортного законодательства.

Транспортная накладная

В соответствии с новыми Правилами, транспортная накладная может быть составлена в отношении одной или нескольких партий груза. Что касается количества таких накладных, то оно должно соответствовать числу транспортных средств, которые будут перевозить груз. Составляется данный документ в трех экземплярах-оригиналах. Они предоставляются грузоотправителю, перевозчику и грузополучателю. Следовательно, водитель, который осуществляет перевозку, обязательно должен иметь при себе два экземпляра накладной – для грузополучателя и перевозчика.

Также в пункте 9 новых Правил были установлены особые требования, предъявляемые к форме транспортной накладной. Она должна составляться только в письменном виде, подписываться перевозчиком и грузоотправителем, а также заверяться печатями указанных сторон, если они являются юридическими лицами.

Отказ от договора перевозки груза (договора фрахтования)

Новые Правила устанавливают основания, по которым фрахтователь (грузоотправитель) имеет право на отказ от исполнения договора фрахтования (договора перевозки груза). Это может произойти по следующим причинам:
– перевозчик предоставляет транспортное средство и контейнер, которые не пригодны для перевозки груза соответствующего типа;
– транспортные средства и контейнеры подаются в пункт погрузки с опозданием;
– в пункте погрузки водитель транспортного средства не предъявляет фрахтователю (грузоотправителю) документ, который удостоверяет его личность, а также путевой лист.

Помимо этого, в форме указано, что у грузоотправителя есть право на взыскание штрафа с перевозчика за невывоз груза. Это предусмотрено частью 1 статьи 34 Устава. Размер данного штрафа составляет 20% платы за перевозку груза в том случае, если в соглашении не установлен другой размер компенсации. Отдельно также происходит взыскание суммы причиненных убытков.

Предоставление транспортных средств, погрузка и разгрузка

Новые Правила устанавливают, что перевозчик обязан предоставить грузоотправителю транспортное средство, которое находится в исправленном состоянии и пригодно для перевозки соответствующих грузов, в установленный срок. Определение пригодности транспортного средства производится на основании условий договора фрахтования транспортного средства (или договора перевозки груза). В нем необходимо указать тип, назначение, грузоподъемности средства передвижения. Также транспортное средство должно быть оснащено оборудованием, которое понадобится в процессе осуществления перевозки. В соответствии с положениями пункта 24 новых Правил, подача контейнера или транспортного средства, которые непригодны для перевозки грузов, приравнивается к факту неподачи его.
Также в Правилах предусмотрена ответственность перевозчика за опоздание. Такое название получила задержка транспортного средства на срок более двух часов от времени, которое заранее было оговорено сторонами договора перевозки, если иные условия для этого случая не предусмотрены заключенным соглашением. Также по новым Правилам грузоотправитель обязуется предоставить перевозчику соответствующий груз в установленный срок и без опозданий. Он же и должен обеспечить установку и предоставление приспособлений для транспортного средства, которые необходимы для погрузки, перевозки и выгрузки груза. Что касается грузополучателя, то, в соответствии с пунктом 48 Правил, он должен обеспечить снятие этих средств с транспортного учета, если иное не устанавливается в соглашении, подписанном сторонами.

Новые Правила определяют, что погрузка груза осуществляется грузоотправителем, а выгрузка его из контейнера или транспортного средства – грузополучателем. Другое распределение обязанностей может устанавливаться только в договоре перевозки грузов. Погрузка должна производиться таким образом, чтобы обеспечить сохранность и безопасность груза, не допуская повреждения контейнера и транспортного средства, предоставленного для перевозки.

Читайте также  Все, что нужно знать об автомобильных шинах

Читайте также  Что происходит после очной ставки

Претензии и акты

В пункте 79 новых Правил указывается, что акт, который закрепляет ответственность перевозчика и основания для этого, должен быть составлен в следующих случаях:

– перевозчик не вывез груз, предусмотренный договором перевозки, по своей вине;
– не были предоставлены контейнер и транспортное средство для погрузки;
– груз был утрачен, были зафиксированы порча, недостача или повреждение груза;
– груз, предусмотренный договором перевозки, не был предъявлен;
– была произведена просрочка доставки груза;
– зафиксирован простой (задержка) транспортных средств, которые предоставлены под выгрузку и погрузку;
– перевозчик отказался использовать транспортное средство, которое было предоставлено по договору фрахтования;
– зафиксирован простой (задержка) контейнеров, которые принадлежат перевозчику и отводятся для погрузки.

Во всех вышеперечисленных случаях заинтересованной стороне необходимо составить акт в тот день, когда указанные обстоятельства были обнаружены. Если это невозможно, акт составляется в течение следующих суток.

Пункт 80 новых Правил закрепляет тот факт, что при уклонении фрахтовщиков, перевозчиков, грузополучателей, грузоотправителей и фрахтователей от составления акта вторая сторона имеет право составить его без участия уклоняющегося участника правоотношений. Но о составлении акта последнего необходимо уведомить в письменном виде, если другая форма уведомления не будет предусмотрена договором фрахтования или перевозки груза.

В акте должны содержаться следующие сведения:
– место и дату составления акта;
– имена, фамилии, отчества, должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
– краткое описание обстоятельств, которые послужили основаниями для составления данного документа;
– при утрате или недостаче груза, порче и повреждении его необходимо описать сам груз, фактический его размер, результаты проведения экспертизы для определения истинного размера фактической пори или недостачи;
– подписи сторон, которые участвуют в составлении акта.

В соответствии с пунктом 84 новых Правил, лицо, которое участвует в составлении акта, имеет право отказаться от его подписания, указав в самом акте причину своего отказа. Акт составляется в количестве экземпляров, которое соответствует числу участников (как минимум, в двух экземплярах). Запрещено вносить исправления в уже составленные акты.

Установлено, что в заказе-наряде, транспортной накладной, путевом листе и сопроводительной ведомости необходимо сделать отметку о составлении акта с содержанием краткого описания обстоятельств, которые послужили основанием для ее проставления. Согласно пункту 86 новых Правил, там же необходимо проставить и размер штрафа.

В части 2 статьи 39 Устава указывается, что претензионный порядок урегулирования споров по договорам перевозки должен быть проведен в обязательном порядке. Также в пункте 87 новых Правил говорится о том, что все претензии предъявляются к перевозчикам в письменной форме по месту их нахождения в течение 1 года – именно столько составляет срок исковой давности, согласно статье 42 Устава.

В претензии должны содержаться следующие данные:
– место и дата составления документа;
– полное наименование лица, подавшего претензию (фамилия, имя, отчество), а также адрес места его нахождения (места жительства);
– полное наименование лица, к которому предъявляется претензия (фамилия, имя, отчество), а также адрес места его нахождения (места жительства);
– краткое описание обстоятельств, которые считаются основаниями для подачи претензии;
– расчет суммы претензии по каждому из требований и обоснование данных расчетов;
– перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в составленной претензии (транспортная накладная, акт, заказ-наряд и т.д.);
– фамилия, имя, должность лица, которое подписало претензию, его подпись и печать.

В пункте 89 новых Правил также указано, что претензия составляется в двух экземплярах. Один из них должен быть направлен перевозчику, а другой лицо, подавшее претензию, оставляет у себя.

Источник: lawsexpert.ru

Band Sport