Святки

Святками на Руси называют светлый период в православном календаре от праздника Рождества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до празднования Крещения Господня 19 января (6 января по старому стилю). Святки — слово общеупотребительное, которое в церковных определениях соответствует термину святки. В этот период православные люди радуются и радуются явлению Христа в мир после совершения Рождественского поста. На Руси рождественская пора прошла шумно и весело. Грустить и сидеть дома в святочные дни считалось грехом. Самым популярным времяпрепровождением в то время было колядование, то есть народное прославление Рождества. Счастливые ватаги детей катались от дома к дому, распевая Bethlehem Divine Infant и получая вознаграждение от владельцев домов в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали веселые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть быстрое движение празднично одетых людей, идущих на гулянья или в гости. Ребята лепили снеговиков, катались с горы на санках, устраивали весёлые снежные бои с ледяными крепостями. По всей Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного торжества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском быте, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его нравы, обряды», традиции, суеверия и поэзия О том, как праздновали Рождество наши предки, читайте в этом материале.

***

Святки, святочные вечера — так обычно называются на Руси, и не только в отечестве нашем, но и за границей, дни гуляний, веселья и дни святого празднования Рождества Христова, начавшегося в декабре 25 (7 января по новому стилю — прим ред.) и обычно заканчивается 5 (18 по новому стилю — прим ред.) января следующего года. Это празднование соответствовало немецким Святым Ночам (Weihnaechen). На других диалектах «Рождество» (святки) означает праздники.

В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под названием Святок, например, Зеленые Святки, то есть Троицкая неделя. Профессор Снегирев поэтому заключает, что можно извлечь как само название, так и большинство народных игр, переместившихся на север с юга и запада России. Если начать с Святок, то именно потому, что нет на Руси ни одного праздника, который сопровождался бы таким богатым разнообразием обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Рождество мы встречаем или видим странную смесь обычаев языческого обряда, смешанную с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что гадания, игры, костюмы и прочее, выражающие свою изобретательскую сторону торжества, не имеющее абсолютно никакого отношения к христианским целям и настроению духа, и — прославление, то есть блуждание детей, и иногда и взрослых со звездой, иногда с гонками, вертепом и подобными предметами. Между тем само слово «Рождество Христово» представляет собой понятие о значении святости дней в связи с радостным для христиан событием. Но в древности, с незапамятных времен язычества, в эти торжественные дни входили обычаи и обряды, и мы обязаны тому, что и в настоящее время эти обычаи не вымерли, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее измененный.

В Белоруссии и Малороссии рождественская пора называется Коляда, Каледа; имя похоже на римские календы от греческого глагола μa λειν — «звать», также от санскритского kala. В книге помощника сказано, что Рождество — это праздник, взятый у эллинов (греков); такое же подтверждение колядок эллинами мы видим в правиле 62 Стоглава (Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, собравшийся в Москве в январе — феврале 1551 г. — прим.). Однако профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, когда мы говорим об эллинах, индифферентно имели в виду языческие народы, в отличие от православных греков и иудеев.

История говорит, что этот обычай существовал в Римской империи, Египте, у греков и индийцев. Так, например, по улицам города ходили египетские жрецы, которые праздновали восстание Осириса или новый год и при этом надевали соответствующие богам маски и костюмы. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах свидетельствуют о том, что такие маскарады устраивались в новолуние и считались священным обрядом. Точно так же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индусов — Перуна-монгола и Угада. Римляне называли эти праздники «днями солнца».

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против рождественского колдовства и безумных игр (календарей), — обычаи гадания и переодевания еще остались, но в несколько измененном виде. Даже сам император Петр I, вернувшись из поездки по России, нарядил Зотова в папы, а других своих фаворитов — в кардиналов, дьяконов и церемониймейстеров, и в сопровождении хора колядовщиков отправился с ними к боярам для прославления их дома. В Книге Пилотов, на основании главы XXII в стихе 5 Второзакония, упомянутая маскировка запрещена. Известно, что Моисей как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, запретивший поклонение идолам, запретил и наряжаться, как это делали египетские жрецы.

Вальсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на церковный запрет, Запад продолжал наряжаться в клоунские одежды, как сатиры, комедианты, скот, идолы и чудовища; кроме того, они представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастухам, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что позже перешло на Русь. Константин Багрянородный упоминает готические игры, которые проводились при дворе в присутствии императора при рождении Христа. Это были ряженые в рваных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, кружащиеся, бегающие или, наконец, аккомпанирующие музыке. Название «готических» игр они получили потому, что греки наряжались в готическом стиле, когда приходили к императору и получали подарки за многолетнее пение для государя и рождественский контакт. Близко к истине будет, если мы скажем, что в период сношений Руси с византийским двором рождественские обычаи, как и многие другие, переходили на Русь, так как, по свидетельству профессора Снегирева, многие русские славяне находились при дворе византийских императоров в качестве телохранители.

ГН Горелов. Шум в деревне

У скандинавов период Рождества был известен как Иол, а праздник Рождества (Иуул, Иоэль) — как самый важный и самый продолжительный из всех. Этот праздник отмечался в Норвегии зимой в честь Тора, а в Дании в честь Одина за благословенный урожай и скорое возвращение солнца. Начало праздника обычно наступало в полночь 4 января и длилось целых три недели. Первые три дня были посвящены добру и празднованию, затем последние дни использовались для веселья и пиршества. Имя Юул происходит от Хюль, что в переводе на русский означает колесо, потому что тогда год вертелся, как колесо. О древности этого скандинавского праздника свидетельствует тот факт, что о нем говорил в VI веке Прокопий, византийский летописец.

Читайте также  Химчистка штор

У старых англосаксов самая длинная и темная ночь, предшествующая дню рождения Фрейера или солнца, называлась ночью матери, поскольку эта ночь почиталась как мать солнца или солнечного года. В это время, по поверьям северных народов, явился дух Святок в виде чернолицего юноши с женской повязкой на голове, закутанного в длинный черный плащ. В таком виде он как бы появляется по ночам в домах, как русские на Святках, мумиевая суженых и получая подарки. Это поверье теперь стало игрой на всем севере, уже лишенной какого-либо суеверного смысла. Та же роль представлена ​​на немецком севере Филии. На празднике Иола в честь Фрейера убиваем кабана в присутствии короля, как священное животное. На это животное они возложили руки и присягнули королю. По окончании жертвоприношения все предавались веселью, которое состояло из питья, еды, танцев и различных игр. Эти каникулы Иолы длились несколько дней. Остатки этого праздника остались где-то на скандинавском севере, к которым присоединились гадания, приметы, суеверия и т д. В это время распространены свинина и пироги в виде свиней.

В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова на улицах большинства городов начинаются ночные песни и музыка. В Голландии за восемь ночей до застолья и за восемь ночей после застолья, после объявления утром, сторож добавляет веселую песенку, содержанием которой является совет во время праздника есть кашу с изюмом и добавлять сахарный сироп для приготовления это слаще. В общем, рождественский праздник, несмотря на холодную зимнюю пору, дышит весельем, как и Сочельник. Однако Сочельник на Руси менее веселый, как день поста, как день подготовки и сбора к празднику. Простой народ всегда найдет бездну забавных легенд по поводу этого дня, а ночь Рождества является свидетелем многих суеверных наблюдений. В Англии существует поверье, что если вы войдете в хлев ровно в полночь, то увидите, что весь скот стоит на коленях. Многие убеждены, что в канун Рождества все пчелы в ульях поют и приветствуют день торжества. Эта вера распространена в католической и протестантской Европе. Вечером женщины никогда не оставляли свои сани на прялках, чтобы черт не вздумал сесть за них работать. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что если они не будут прясть сани в сочельник, то прялка приедет к ним в церковь на венчании, и мужья подумают, что они черт знает какие лентяи. По этому поверью девушки солят неиспользованную паклю, чтобы уберечь ее от проделок дьявола. Если нитки остались на катушке, их не снимают, как обычно, а обрезают. В Шотландии на Рождество животным дают последнюю горсть спрессованного хлеба, чтобы они не заболели.

В Англии в старину было принято подавать на Рождество голову кабана в уксусе с лимоном во рту. Кроме того, была песня, приличная для праздника. Есть довольно оригинальные приметы: например, в Шотландии и по сей день многие из простолюдинов верят, что первый, кто откроет дверь в рождественские праздники, будет счастлив весь следующий год, потому что впустил Юлю. Для этого языческого божества другие и по сей день накрывают аппарат и кладут хлеб с сыром и какое-нибудь питье, как это делали восточные народы, и кроме того, каждый гость должен отведать это подношение, а если он забудет и пойдет, то это считается дурным предзнаменованием в Шотландии. Там, в день Рождества, Новый год, первый понедельник января и 3 мая, суеверные шотландцы никогда не давали угля своим соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как считали римляне.

В западных районах Англии яблони чтут, чтобы они плодоносили в следующем году. Кое-где жители передвигаются по садам и кланяются каждому дереву, произнося какое-то заклинание или заговор. После этого поливают дерево яблочным соком или разбивают о него чашку с яблочным напитком – все это делается в честь и пожелание будущего урожая. Также в сочельник делаются специальные свечи такой толщины, чтобы они горели с вечера перед праздником до конца следующего дня, и если они погаснут до этого, то это предвещает несчастье в семье. На севере Шотландии лавочники дарят своим покупателям рождественские свечи, которые суеверные шотландцы и строгие приверженцы всевозможных примет зажигают и дают им сгореть дотла или, дав им погореть некоторое время, гасят их и сохраняют пни как талисманы. Есть еще так называемый Тагэрм — ночная прогулка на воловьей шкуре, очень похожая на русскую (то бишь).

В Англии также сохранилось множество суеверий на Рождество. Перечислять их все не стоит, но мы ограничимся некоторыми из них; чтобы, например, кто-то в семье встал раньше других и приготовил завтрак, который вся семья ест, сидя в постели, не вставая. Этот завтрак — пироги с яйцами, по одному на каждое, а если пирог развалится при выпечке, какой не захочется жить до следующего праздника. В канун Рождества одно из толстых поленьев кладут в огонь, который будет гореть весь следующий день, а по возможности и дольше, для чего, конечно, стараются использовать медленное горение. Используйте для этой грязи, по возможности, остатки прошлого года. Пока не закончится рождественское полено, все горничные ставят пиво на стол.

29 декабря, когда празднуется память об избиении младенцев царем Иродом, в старину детей обыкновенно будили плетьми, чтобы таким образом укрепить в детской памяти столь кровавое событие; сам день, на который выпадал этот праздник, считался черным. В Германии во время так называемых святых ночей, по-нашему, святочных вечеров или Святок, гадают, устраивают детям елку, всячески стараются узнать будущее в течение года и верят, что накануне рождества Христова, быдло болтовня. В недалеком от нас времени они представили историю рождения Иисуса Христа в лицах. Вдобавок к уже сказанному и укрепленному в нашей России, в Саксонии, в селе Шольбеке мужчины всех возрастов праздновали вместе с женщинами комплимент рождества Христова на погосте св. Магнуса в беспорядочных плясках и непристойных песнях, хотя бы такие песни, которые не свойственны такому торжественному дню.

Коляда

24 декабря русские язычники прославили Коляду, о чем мы уже говорили. По свидетельству нашего известного историка Н. М. Карамзина, Коляда был богом пиров и мира, и хотя по созвучию можно произвести Коляду из римских племен и других, римские праздники с этим названием отмечались во все месяцы.

Читайте также  Подготовка к Великому посту

И если они найдут, что наш праздник Рождества был похож на Янусов, то причина этого, вероятно, была не что иное, как влияние римского владычества на славянские народы. И, конечно же, все люди, усваивающие и принимающие чужие понятия и верования, всегда ищут в них внешнее или внутреннее сходство со своими коренными понятиями и верованиями.

Значение слова Коляда у разных народов разное: у виндов Коледа (koleda) почитается как божество празднества, так же называются и некоторые церковные обряды, а koledowati (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и танцы. Для чехов, болгар и сербов Коледа, а также wanoёнj pisnieky означает колядку, choditi ro Kolede (ходить по коледе) означает поздравить с новым годом и за это получить подарки от всех, кто может что-то подарить. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них есть во время праздника трех королей, а koledowat означает «благословлять» дома. Богемская история объясняет Коледу благочестивым обычаем ходить священников от дома к дому с крестом и мощами Рождества Христова, который утвердил чешский князь Бретислав в XI веке после изгнания колдунов и оборотней за пределы его княжества.

Боснийцы, хорваты и другие славянские народы воспринимают Коледу как подарок на новый год. В то время в римско-католических храмах людям дарили кроватки из теста, пеленки и другие принадлежности для места рождения Иисуса Христа, которое называлось Коленди. Римское духовенство, по Боэцию, называлось из Колендо, Коледеи и Колдеи — чтецами Бога, то есть теми, кто угодил Богу песнопениями. Знаменитый переводчик Гомера Гнедич производит Коледу из греческого. χόλαδεις (кишки) колбасы, которыми колядовщики в Малороссии просили колечко. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдовство».

Коляда не упоминается Нестором как божество среди владимирских богов; но св. Димитрий Туптала (митрополит Ростовский) в своей Четьей Минеи упоминает Коляду как шестого бога, бога праздника. Но скорее всего это не божество, а праздник, олицетворяющий легенды и народные песни. Коляда в южной и западной Руси, собственно вечер перед праздником Рождества Христова, который известен на северо-востоке Руси под именем Авсеня, или Таусения, а у литовцев известен как вечер колод, или Блоккова, так как почти везде в славянском мире готовят зерновую кашу из проса и плодов кутьи, напоминающую индийские перун-монголы и угады, при приготовлении которых, варя пшено, гадали на многое в грядущем году.

К. Трутовский. Колядки в Малороссии, 1864 г

Насчитывают две угольные головы: Васильевскую, в новогоднюю ночь, и Крещенскую, в канун Крещения или водного крещения. Первый богат, а второй беден или беден. В Малороссии ходьба с вертепом и звездой из бумаги называется коледа, а виноградное пение известно под именем Коледа. Даже в Москве и Петербурге до сих пор существует обычай прославлять рождение Христа детьми целыми группами во главе со старшим, несущим звезду с фонарем; причем после каждого прославления в доме поется молитва, говорится: «Хозяина с праздником поздравляем, здоровья желаем» и так далее. Иногда что-то в более игривом тоне. Ныне этот обычай введен в столицах, но было время, когда непринятие так называемых христовославян считалось грехом для домохозяина и оскорблением христовославян.

Профессор Снегирев говорит, что под Москвой был обычай называть сочельник «коледой» и в рождественскую ночь везти в санях девушку, одетую поверх всех теплых одежд в рубаху, которую называли Коледой; существует ли такой обычай до сих пор, мы не знаем. Предполагается, что и празднование Коледы, и ее имя перешли из Новгорода в Кострому и другие крупные русские губернии в XV-XVI веках, о чем свидетельствует старинная песня, распеваемая кое-где о святках так: «Коледа шла от Ново -город…» и т.д. Румыны называют Святки Керечуном, карпаты-росси называют Сочельник, то есть наш Сочельник, а колдовать — для празднования. Этим же именем Керечун русские называли Рождественский пост или Филипповки, Карамзин объясняет это быстрое название короткими зимними днями.Но по мнению профессора Снегирева, Карачун похож на сербское «карачити», то есть ходить, и на русское слово «делать» что-то или кого-то, гримасничать Тогда это еще догадка, не выясненная, но ни с чем — имеет ли слово «корачун» какое-либо сходство с упомянутым в Стоглаве заклинанием над корчагами.

В Великой России Святки, кроме прославления на родине, сопровождаются переодеванием в маски и костюмы, чтобы не быть узнанным, а также гаданием. Гаданием становится переодевание в разные костюмы вечером, а гадание часто делается ночью. Маски известны с давних времен, даже на оргиях подворий надевали маски, чтобы избавиться от чар. Среди греков и латинян средневековья бытовало мнение, что в течение 8 дней после Рождества Христова черти бродят по земле и, в начале разрушения своего царства, изгнанные в тревоге и тоске, скитаются по земле улицы в мрачном и огненном виде, мучают, истязают и пленяют тех, кого они встречают и пересекают. Замаскированные, или святые, преднамеренно представляют воплощенных дьяволов, и история Терпина называет их бородатыми, рогатыми и демоноподобными. Античный писатель объясняет отталкивающую силу масок тем, что они своим стройным и нелепым видом снимают очарование с самих лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, являются масками демонов и оскверняют людей, то и наряжавшиеся на Рождество обыкновенно очищались купанием в реках в день Крещения Господня.

В Новгороде Святки известны как Окрутниковы, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили одетыми по городу к тем домам, где в окнах выставлялись зажженные свечи, развлекая хозяев шутками, карикатурами спектакли, песни и танцы. В Тихвине около Святок была оборудована большая лодка, которую поставили на несколько саней и возили на нескольких лошадях по городу. Окрутники ехали на лошадях, которые везли лодку. Такие же жестокие люди и святые сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти путешественники были в костюмах и масках. В Тихвине ряженых называли то круниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. В поезде они пели, играли на разных инструментах и ​​выбрасывали разные вещи. Конечно, бормотание сопровождалось толпой, и богатые горожане поздравляли это бормотание вином и яствами.

Иван Федотов

В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудьями, так как в летописях есть колдуны, чародеи, арби чародеи и кобники, которые гадали и, вероятно, колдули как чародеи, качались как шаманы. В Троицкой Псковской губернии Святки известны как «субботники». Затем с бедными вдовами собираются незамужние дочери жителей этого города, которые делают для этого необходимые приготовления: для приезжих делают скамейки от пола до потолка в виде амфитеатра, затем посреди комнаты большую фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством огней, подвешен к потолку. Скамейки для мужчин располагаются по бокам той же комнаты. Девушки, как богатые, так и бедные, считают совершенно своим долгом быть на этих вечеринках или субботах и ​​для этого одеваются как можно опрятнее, по своему состоянию. Когда девушки собрались к одному из приглашенных, ворота, которые до сих пор были заперты, открываются и начинается прибытие одиноких юношей. Приезд каждого юного гостя возвещают девушки песнями, которые издавна поют по субботам. За эту честь каждый гость должен заплатить деньги, которые затем отдаются хозяйке дома, бедной вдове. Сюда не допускаются женатые. Русская история свидетельствует о том, что царь Иван Васильевич Жестокий со своими опричниками переодевался, как бифштексы, и даже казнил К. Репнина за то, что он не носил маски. Петр I любил рождественские игры, в которых он сам участвовал, как мы отмечали выше. В его время рождественские игры устраивались не только в городах и загородных уединениях, но и в царских покоях, где царевны праздновали Рождество с государевыми высокими девушками и мальчиками.

Читайте также  Основные факторы при выборе фундамента для строения из бруса

Гадание

В состав рождественских обрядов входит гадание, где с помощью каких-то особых знаков, искусственных или природных, пытаются предсказать судьбу людей, их будущее. В язычестве гадание было одним из основных ритуалов поклонения; но когда язычники стали обращаться в христианство, гадания стали преследоваться под видом гадания, и если гадания остались в народе как привычная сила по предписанию, то как народное занятие само слово «гадание» относится к Еврейское слово Гад, Гад — это было имя богини счастья, а по другим, от санскритского Гад — исследовать, по третьему — Гадам — испытывать. Таким же гаданием в древности было служение богине Гаде (счастья, богине удачи). Основываясь больше на случайных, но природных явлениях или признаках, они открывали тайну, то есть что-то угадывали. Гадание было действием сверхъестественных враждебных сил во вред кому-либо или во благо других, и именно поэтому магия, по толкованию Стоглава, называлась бесовским служением и имела то же значение, что и колдовство, колдовство, которое, по преданию, практиковали халдеи и другие маги.

Способы гадания бывают естественными или искусственными, встречающимися не только у восточных народов, но и у греков, римлян, славян. Рождественские гадания обычно практикуются вечером или ночью.

КЭ Маковский. Рождественское предсказание, 1890-е гг

Святочные вертепы и звезды

Мы уже упоминали бумажную звезду, с которой маленькие мальчики ходят на Рождество, чтобы славить Христа.

Н. Пимоненко. Кэролс, 1880-е гг

В Сибири тоже уехали с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это была коробка из двух слоев; в нем были представлены сцены, связанные с рождением Христа, с различными деревянными фигурами: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем уровне пещеры изображалась смерть Ирода, а в нижнем — танцы. При этом дьякон зажег свечи, освещавшие внутренность вертепа, а зверолов потушил их. У одного за плечами было тело, у другого — тарелка, в которую клали деньги.Мальчики ходили с вертепом, иногда в сопровождении рожка или скрипача.

Славление наших царей

Хотя на Руси не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича он был введен государям для прославления рождественской поры даже для своих подданных. Это прославление началось с трапезы пира следующим образом: процессии предшествовали два чиновника с барабанами в руках и били палками, обмотанными тканью. За ними следует царь со всем духовенством и со множеством князей и отроков. Они катаются на санях и посещают самых знатных придворных вельмож. Когда они входят в дом, они поют кому-то: «Славим тебя, Боже» и поздравляют с новым годом. Тогда хозяин приносит королю денежный подарок и угощает его свитой. После угощения они идут к другому дворянину. То же самое говорил Браун в своем путешествии по России в 1649 году. «Московские государи посещают своих знатнейших подданных и странников перед Крещением. В этом случае их угощают, и это называется прославлением других придворных.Эта церемония началась 3 января 1702 г. Царь Петр I посетил первого Брана в 9 часов утра;с ним ехало около 300 человек на санях и верхом.Столы были накрыты разными лакомствами, сначала подавались холодные, потом горячие блюда. Радости не было предела, а питье было обильно разлито. Около 3-х часов Его Величество отправился со всем своим двором в Лупс, где было такое же угощение, затем к другим, и, наконец, всей своей свитой уезжали отдыхать в специально построенные для этого дома.Из заметок современников мы можем видеть,что уклонившихся от прославления наказывали плетьми и батогами.У Желябужского в летописях написано,что Григорий Камынин был выпорот за то,что,став в ЗАГСы т в прославлении, а не дро. При императрице Русской Елизавете Петровне по рождению Христа придворные певчие получали дачу (жалование) на имя прославленного. С 1 января 1700 г. Петр I установил празднование Нового года по европейскому обычаю, приказал украсить дома зелеными ветками, осветить улицы и т д. Но это уже был мещанский праздник.

Л. Соломаткин город Славильщики

Несколько слов о Васильевом вечере

Васильева Ночь, новогодняя ночь, слившаяся в наше время с Святками или Каледой, раньше иногда называлась богатым вечерком, так авсень, так овсень, так таусень, так усен, иногда говсень или бауцень в Рязанской губернии, Симбирской, Владимира, Нижнего Новгорода и отчасти в Пензе, а в некоторых губерниях Каледа и Таусень, так как эти два праздника ныне безразлично сливаются в рождественскую пору. Под влиянием христианства, если люди забыли своих главных богов, они вспомнили своих второстепенных богов, и особенно те физические мифы, которые имели предметом персонифицированные явления и силы природы или символы житейских нужд, Авсенья или Таусения включается сюда как божество. Если наш год начинался в марте, то ясно, что Авсен был божеством, покровительствующим первым яровым посевам, сопоставляя с ним слово awsten — посев или со словом avena (лат.) — овес, от слов owsen — овес. Но когда Петр I изменил наше древнее летоисчисление и велел отсчитывать начало года от 1 января, празднование Авсени переместилось на Васильев вечер. Однако бессознательно сохранились в народе мрачные предания об Авсене, что можно сделать уже из того, что деревенские хвалебные певцы, проходя с песнями по избам односельчан, при входе в каждый дом бросают несколько зернышек хлеба на полу; и эти зерна собирают старухи и хозяйки дома и запасают для весеннего сева. Возможно, овсянка происходит от выражения «Весной».

Источник: prosto-post.ru

Band Sport