Благодать

Само слово «благодать» означает хороший, добрый дар, потому что только Бог есть источник высшего блага.

Помимо того, что Церковь в Боге разделяет сущность и Лица, она также признает реальность проявления сущности Божией. В принципе, каждая сущность проявляет себя в той или иной форме: непроявленная сущность не существует по определению, потому что само существование сущности уже является ее проявлением. И конечно сущность Сущего (Исх 3:14) проявляется в самом точном и исключительном смысле этого слова.

Явление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в православной догматике божественной энергией или божественным действием. В связи с тем, что божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, она называется Богом (подробнее см.: Что такое благодать Божия и как она «изображается» на православных иконах?; введение в термины: «сущность», «ипостас», «случайность»).

Равным образом мы называем явление или действие природы огня — пылающее, лучистое движение газов, рассматриваемых в виде языков, — не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы причащаемся не его сущности, а его действия (ведь именно действие обжигает), так и причастность к божественному явлению или энергии, причастность к благодати, причастность к самому Богу.

В связи с этим о благодати Божией часто говорят так же, как и о третьем лице Святой Троицы — Святом Духе, хотя ее можно обозначать и более развернутым выражением: благодать Святого Духа или благодать Отца и Сына и Святого Духа. Он называется Святым Духом, потому что божественное действие всегда исходит от Отца через Сына и проявляется в Святом Духе.

Что значит стя­жать Свя­того Духа

Присвоение Святого Духа есть присвоение благодати Божией. Приобретение нельзя понимать как накопление таким же образом, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.

Присвоение благодати означает нечто иное. По мере духовно-нравственного преображения человека, происходящего только с Божией помощью, человек не только становится лучше и совершеннее; он становится подобен Богу и приближается к Нему духовно. Чем выше степень равенства и единства человека и Бога, тем ярче и выразительнее проявляется и сияет в нем благодать Божия. Фактически весь этот благодатный процесс спасения называется присвоением благодати или освящением, обожением (см.: Синергия; Обожение).

Пре­по­да­ние Бла­го­дати посред­ством свя­щен­ных пред­ме­тов

Низведение благодати может совершаться Богом как непосредственно, так и через представителей или предметы тварного мира. В тех случаях, когда благодать ниспослана через святые иконы и мощи, они служат средством общения с Богом и Его святыми (см.: Икона; Мощи святых).

В отличие от магических средств, где упор делается на обряды и заклинания, божья благодать не действует механически, а преподается человеку согласно его верованиям. Способность воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В связи с этим молитва понимается святыми отцами не так, как будто человек, молясь, кланяется Богу за себя, а так, что он сам возвышается и открывается для взаимодействия с ним посредством молитвы.

Молясь перед иконой или мощами, паломнику легче подготовиться к покаянию, легче сконцентрироваться и вознести свой дух (ум и сердце) к первообразу, образ которого запечатлен на иконе, или к святой, мощи которого он упадет. Когда мы вступаем в молитвенные отношения со святыми, мы просим их заступиться за Творца, и Он отвечает — в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, — Своим благословением (действием).

Неправильно думать, что православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками благодати Божией, энергий Божиих. Такое отношение родственно языческому отношению к талисманам и амулетам и должно быть признано чуждым христианскому сознанию.

Читайте также  Грех лихоимства, мздоимства и мшелоимства

Божья благодать есть не что иное, как божественное действие, направленное в мир; в более узком смысле — божественное действие, направленное на спасение человека.

В обычном состоянии грешного человека благодать обычно невидима. В свою очередь, истинно верующий человек способен с Божией помощью взглянуть на это духовными очами веры.

Между тем, по особому усмотрению Всевышнего, сияние благодати может явиться и грешному человеку, и даже чувственно. За что? — В каждом отдельном случае есть особая промыслительная цель (см.: Промысел Божий).

По воле Божией сияние благодати видно и тогда, когда она (благодать) почивает на святых Божиих.

Так свет, исходивший от лица Моисея (Исх. 34:29), служил для сынов Израилевых доказательством его близости к Богу, что Господу был угоден их законодатель и вождь. Это свидетельство укрепило авторитет Моисея, удержало его соплеменников от чрезмерного ропота и, возможно, от возможного бунта.

В случае преподобного Серафима Саровского сияние также свидетельствовало о его близости к Богу.

Кроме того, открытие было связано с желанием святителя приоткрыть Мотовилову, в доступной форме и в ясной форме, непонятную ему, как грешнику, тайну того, что значит оставаться в Духе Святом.

Когда он увидел необыкновенное свечение вокруг монаха, почувствовал исходившее от этого благоухание и жар, Мотовилов, конечно, исполнился изумления. В то же время он был полон радости и счастья.

Видимый свет служил для него подтверждением благодати преподобного Серафима, а необыкновенное внутреннее чувство (хотя он и не испытывал тех чувств, которые испытывал сам святой) позволяло ему ощутить, что значит быть причастником Божественного милость. На самом деле, по словам Серафима Саровского, он (Мотовилов) был тогда в Духе.

Воз­можно ли стяжание Бла­го­дати для нехри­стиан

Стяжание благодати спасения – одна из важнейших целей христианской жизни. В то же время благодать способствует духовному преображению, обожению христиан, вследствие чего возрастает их способность к стяжанию благодати.

Православным христианам благодать спасения дается через таинства церковные, при участии в храмовых службах, по частным молитвам (и т д.), наконец, по особому усмотрению Божию, по общему и частному промыслу.

И неверующие, и неверующие лишаются возможности причащаться благодатных даров, данных исключительно членам Церкви (конечно, не лишаются безоговорочно, а лишь до тех пор, пока не вступят в ряды христиан).

Однако сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причащаться Божественной благодати.

Во-первых, на них призывно действует спасительная благодать (это соответствует понятию «призывание действия божественной благодати»). Еще до его страданий Господь возвестил: «Когда Я вознесусь от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Вспомним, как Савл, будущий апостол Павел, был призван в Церковь, причем призван, когда выступал ревностным гонителем Церкви (Деян. 9:1-18). И как могли апостолы, чья Божественная благодать не помогала их проповеди, «наполнить» Церковь (бывшими) язычниками?

Во-вторых, особое благотворное воздействие на неверующих и неверующих можно оказать через христианские молитвы, в соответствии с обещанием Господа: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22).

Бог является источником Благодати

Под благодатью в самом широком смысле слова понимается действие Божие, направленное на мир, а в более узком смысле действие Божие, направленное на спасение человека. Следовательно, Бог является источником благодати.

Бог может «давать» людям благодать, то есть оказывать на них спасительное действие как прямо, так и косвенно, в том числе и через других людей, например, через святых, особенно по их просьбе, в ответ на молитвенное обращение к ним со стороны верующие. В таких случаях святые действуют как инструменты божественного домостроительства спасения, но, конечно, не как первоисточники божественной благодати.

Читайте также  Покупка квартиры на торгах отзывы

Сами святые часто именуются благодатными, богоносными, духоносными, то есть исполненными Божественной благодати, находящимися в тесном духовном и благодатном единстве с Отцом и Сыном и Святым Духом. Когда мы называем Пресвятую Богородицу благодатью Божией, мы имеем в виду Ее особую, исключительную близость к Богу, высшую степень Ее благодати, святость.

По учению Церкви, благодать есть сверхъестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дарования находятся в достойных вне природы, — св. Марк Эфесский, — и они отличны от природных дарований, находящихся в нас и образующихся в результате наших усилий. А также всякая жизнь живущих по Богу различна по отношению к жизни в природе, духовной и божественной».

Божественная благодать нетварна, нерожденна и лична (ипостасна). В Священном Писании она часто называется силой («…примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9)).

Святые отцы называют благодать «лучами Божиими», «божественной славой», «нетварным светом»… Все три лица Святой Троицы обладают действием божественной благодати. «Действие нетварного существа, — пишет св. Кирилл Александрийский, — есть нечто общее, хотя и свойственное каждому человеку. Святитель Ириней Лионский, размышляя о финансовом проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и опосредствуется через Сына в Святом Духе. По словам святителя Григория Паламы, благодать есть «энергия всеобщей и божественной силы и действия Триединого Бога».

Действием божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати разум наш не может познать Бога, — учит преподобный Силуан Афонский, — . каждый из нас может говорить о Боге настолько, насколько он знает благодать Святого Духа. Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин всю свою личность вносит в предприятия, но делает это и может делать успешно только при постоянной помощи божественной силы — благодати», — учит святитель Иустин Попович. «Нет мысли, что христианин может мыслить по-евангельски, нет ощущения, что он может чувствовать по-евангельски, нет дела, которое он мог бы совершить по-евангельски без благодатной помощи Божией». Действие божественной благодати сообщает человеку бесценный дар соединения с Богом — обожение. В этом благодатном состоянии человек, по словам преподобного Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

Действие божественной благодати совершается в сотрудничестве (в синергии) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек будет работать вместе с Богом, а Бог будет работать вместе с человеком, — поясняет святитель Иустин Попович. -…Человек, напротив, выражает свою волю, а Бог — благодать; из их совместного действия создается христианская личность. По учению преподобного Макария Великого, когда он создает нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает волю человека, чтобы увидеть, сохраняет ли он свою полную любовь к Богу, и замечает, что он согласен со своими действиями. Если душа в духовном подвиге оказывается добродетельной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодати, то она нуждается «в своих глубочайших построениях и мыслях», пока вся душа не будет объята благодатью.

Поня­тие Бла­го­дать Божия в Свя­щен­ном Писа­нии

Слово «благодать» очень часто встречается в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Завете, и употребляется в разных смыслах:

  1. иногда оно означает милость, милость, милость, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Эс. 2:15, 8:5);
  2. иногда дар, добро, всякое благо, всякий дар, который Бог дает Своим творениям без всякой заслуги с их стороны (1 Петра 5:10; Рим. 11:6; Сак земля (Пс. 82:12, 146:8). -9; Деяния 14:15-17, 17:25; Иакова 1:17) и Божьих сверхъестественных, необычайных даров, данных Богом различным членам церкви (1 Кор. 12:4-11; Рим. 12). :6; Еф 4:7-8);
  3. иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершаемое благодатью Господа нашего Иисуса Христа (Тит. 2:11), (Тит. 3:4-5);
  4. но то, что действительно называется благодатью, есть спасительная сила Божия, сообщающаяся нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождающая нас к духовной жизни и, утверждающая и совершенствующая, завершающая наше освящение и спасение. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же. Не увлекайтесь иными и чуждыми учениями; ибо хорошо укреплять сердца благодатью, а не пищей, от которой не получили пользы вкушающие ее (Евр. 13:8-9).
Читайте также  Характеристика на ученика аутиста

Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния Бла­го­дати

125. Также определено: если кто говорит, что благодать Божия, которою оправдывается в Иисусе Христе, Господе нашем, относится только к прощению уже совершенных грехов, а сверх того не помогает, чтобы никакие другие грехи совершаются, такие должны быть отлучены от церкви, потому что благодать Божия не только дает знание того, что должно делать, но и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что знаем.

126. Также, если кто говорит, что та же самая благодать Божия, которая в Иисусе Христе, Господе нашем, только помогает нам не грешить, так как она открывает и открывает нам познание грехов, то дай нам знать, чего нам искать и что мы должны избегать, но это не дает нам любви и сил делать то, что мы знаем, что должны делать: пусть это будет запрещено. Ибо когда апостол говорит: Разум возгордится, а любовь назидает (1 Кор. 8:1), то весьма нечестиво было бы думать, что мы имеем благодать Божию на гордыню нашу, а не надобно назидать; а и то, и другое есть дар Божий: и знание того, что должно делать, и любовь к добру, которое нужно делать, так что ум не может надмяться творческой любовью. Ибо, как написано от Бога: Научи человека разуму (Пс 93:10), так и написано: Любовь от Бога (1 Иоанна 4:7).

127. Также определено: если кто скажет, что благодать оправдания дана нам для того, чтобы нам легче было исполнить то, что возможно исполнить по доброй воле по благодати, как бы мы не получили благодати Божия, хотя бы мы с неудовольствием еще могли исполнять божественные повеления — да будет такое анафема. Ибо Господь не сказал о плодах заповедей: «Без Меня можете трудиться», но сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

«Каноны или Книга правил». Устав Поместного Собора Святых. Устав Священного Поместного Карфагенского Собора (393–419)

Цитаты о Бла­го­дати

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Иакова 4:6

«Всякая богобоязненная душа стоит перед двумя великими подвигами: первое — получить благодать Святого Духа, ибо нет возможности ни для кого вступить на путь спасения и уж тем более пройти по нему, если он не получит дальше таинственной благодати Святого Духа, другое труднее, чтобы не утратить этой благодати, с большим трудом и трудом полученной… И этот великий подвиг, чтобы не утратить благодати Божией, которая уже была полученное, лежит перед нашей душой до последнего вздоха».
святитель Симеон Новый Богослов

«Не стараясь жить по Евангелию, мы отвлекаем от себя благодатные дары и помощь Божию, ибо благодать Божия помогает человеку его собственным усилием и без этого не может спасти его».
епископ Василий (Преображенский)

Источник: prosto-post.ru

Band Sport